Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 7 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Содержание
Русский мир (эссе)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы
Русский мир неуклонно, к величайшему сожалению автора, скукоживается, сокращается. И память, а она всегда избирательна, тут же подсказывает факты, ярко говорящие об этом. Эти заметки не претендуют на научность, а сложились из всего объёма материалов, что накрепко засели в голове и связаны с вопросами существования русской цивилизации.
Года три назад в «Литературной газете» попался на глаза материал, повествующий, что где-то под Парижем нашли некий исторический раритет с незнакомыми для французов буквами. Местные (так их назовем) криптографы безуспешно пытались прочесть фразу до тех пор, пока она не попалась на глаза ученому, знакомому с русским алфавитом. И это ладно, и это объяснимо, ведь дочь Ярослава Мудрого была королевой Франции.
Но вот другой пример почти аналогичного свойства. Его мне подарили глубины Интернета. Чуть ли 200 лет назад в одном из западных штатов США на большой глубине нашли камень с таинственными буквами. Смысл тот же, камень, помещенный в музей, случайно увидела русская путешественница, для которой надпись была худо-бедно читаема.
И таких примеров множество, но все они, вот удивительно, почти никак не комментируются учеными, в том числе, говорящими по-русски. Их относят к разряду неразгаданных «чудес», что, так или иначе, встречаются в научном обиходе. Эти «чудеса», если воспользоваться техническим языком, как бы погрешность прибора для большинства современных ученых всех национальностей. При этом русскоязычные историки чуть ли не оправдываются перед своими иностранными коллегами за столь назойливые артефакты, выбивающиеся из принятой на Западе концепции всемирной истории, предложенной Скалигером в конце 16 века. И, если кто-то из русскоязычных историков, деятелей культуры хвалится, что имя его ценит Запад, то в абсолютном большинстве случаев это означает, что их деятельность умаляет Русский мир.

И это тоже одна из причин сокращения русского мира. Причина научно-этического, а, точнее, морального свойства, сформированного 300-летним периодом низкопоклонства перед западными ценностями. И, особенно, не приходится говорить о гордости великороссов после того как разрушился Русский Союз, а Россия влилась слабой речкой в буржуазное море. И тут уже надо говорить об идейной общности России и Запада, заедино проповедующих культ потребления и всеобщую власть денег с презрением  их не имеющих.
Русские мыслители прошлого и позапрошлого веков предупреждали о недопустимости такого идейного единения с антихристианским (уже тогда) Западом. Например, Константин Леонтьев (1831-1891) говорил: «…Ибо наружное политическое согласие с Европой необходимо до поры до времени; но согласие внутренне, наивное, согласие идей, - это наша смерть!!»
Петр Столыпин был ещё резче: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы». Комментировать это пророчество неловко, ибо грубая правильность его уже доказана новейшей историей России.
Умаляет Русский мир и надуманное религиозное единение, начало которому положено в феврале 2016 года встречей иезуита Папы Римского с патриархом Кириллом.
Всеобъемлющ для русского мира язык общения. Русский мир, словно огромный дуб с сотнями веток (народов), тысячами побегов (этносов), миллионами листьев (людей), и каждый из них шепчет русские слова, понятные на огромной территории. Не будут слова внятны всем – люди перестанут понимать друг друга, распадутся связи и засохнет дуб, а листья под ветрами всевозможных реформ разлетятся по всему свету.

Всего лишь сто лет назад (мелочь для истории) русское слово было внятно обывателю и в Польше, и в Финляндии, и в Манчжурии, не говоря уж о необъятной России. Первое, серьезнейшее потрясение русский мир испытал после 1917 года. Братья Волконские (Сергей и Александр) в эмиграции создали трактат «В защиту русского языка» (1928), каждая страница которой наполнена болью и тревогой о судьбе русского языка и Русского мира. «Да, всё созданное нами рухнуло, разъеденное каким-то внутренним духовным недугом и поверженное злыми вражьими руками: лежит обесславленное позором последних лет и добиваемое злорадственной клеветой по всему миру. Но есть немолчный свидетель былой силы – великий русский язык».
Актуально звучит – не правда ли? Будто написано после 1991 года, когда Россия в XX получила, словно дредноут, вторую пробоину борта, на этот раз контрреволюционную. И этот второй удар оказался более вредоносным, нежели революционный. Русский мир сузился невообразимо, окруженный с Запада плотным русофобским кольцом стран Балтии и Украиной. Русский мир  потерял Белоруссию, Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Молдавию.
И мы теперь уже и не помышляем, как большевики в годы Гражданской войны, вернуть этот русский мир. И особенно больно автору, побывавшему во всех перечисленных частях бывшего СССР, где легко общался с местными жителями на великом русском языке, где чувствовал единение и мог получить помощь и поддержку в случае затруднений, а на Украине похоронил отца. Но я туда уже не ездок, потому что там нет Русского мира, а могилы русских, разбросанные в подлунном мире, - увы, слабая его защита. Моя же память и мой приезд туда – слишком ненадёжный гарант. И я говорю, прости отец, что я, что мои русские современники не смогли сохранить Русский мир на этих территориях.

Мы слишком уверовали в объективность и незыблемость законов общественного развития, мы принижали роль руководящей личности в истории. Мы не могли взять себе в толк, как пара предателей Русского мира могут легко и бесповоротно разрушить  его, попрать все «законы» истмата, которые законами отнюдь не являлись. Почти разрушить, - поправлюсь я, но от этого уточнения становится как-то ещё горше. Наверное, потому что нашему «больному позднему потомству» (А.Блок) придется присутствовать при разрушении последних остатков Русского мира.
И поверьте мне, - это не злопыхательство выжившего из ума крестьянского сына, а анализ исторического пути России, представляющего собой отрицательную экспоненту. Верно, многие со мной согласятся, что и развал царской России во многом предопределился действиями элиты, ориентированной на Запад. Для иллюстрации, кроме политических донесений, достаточно почитать статьи Ивана Аксакова в редактируемой им газете «День» 150-летней давности. В них он осуждал представителей власти и аристократии за то, что дети их учатся и воспитываются в западных странах, что патриотизм и любовь к Отчизне им чужды и т.д.и т.п. Результат известен – 1917 год.
В XXI веке разве не так? – спросим мы себя. И ответим дружно: да! Так! Кто этого не видит, тот слеп или причастен к продаже Родины. Недаром родился анекдот, отвечающий на извечный русский вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Ответ: «Тому, кто в доле и тому, кто не в курсе». Европа, утробно ненавидящая Русский мир, представляет для российских уполномоченных лиц, ответственных за геополитику (и не только её, сфер приложения много), кладовую для хранения и приумножения капиталов, нажитых непосильным трудом.  Где тут патриотизм? Или он только для простого народа?    
Без любви элиты к Русскому миру, его не сохранить!
Шестьсот пятьдесят (650) лет мы наблюдаем, мы сами свидетельствуем о не иссякающей ненависти Запада к Русскому миру. И почему-то считается, что это временное затмение, это пройдёт. Шестьсот пятьдесят лет предательств и агрессий со стороны Запада, а мы всё твердим: «Вы хорошие, мы хотим дружить с вами». И, как только Россию возглавляют люди, презирающие Запад, то она крепнет, цветёт и вызывает новую зависть, новую ненависть.

Отправной точкой для расчета этих 650 лет ненависти Запада к нам, русским, является письмо Петрарки (1304-1374), переполненное презрением к «скифам» - русскому, который «редкую траву зубами и ногтями щипал бы и поныне».
Русский поэт Юрий Поликарпович Кузнецов (1941-2003) отлично ответил итальянскому поэту-гуманисту в поэме «Петрарка»:
         В сорок третьем на лютом ветру
         Итальянцы шатались как тени,
         Обдирая ногтями кору
         Из-под снега со скудных растений.
         Он бродил по тылам, словно дух,
         И жевал прошлогодние листья.
         Он выпрашивал хлеб у старух –
         Он узнал эти скифские лица.
         И никто от порога не гнал,
         Хлеб и кров разделяя с поэтом.
         Слишком поздно других он узнал.
         Но узнал. И довольно об этом.
И какой бы махрово-реакционной в западном мнении не была бы альтернативная историческая теория Т. Фоменко и Г. Носовского, утверждающая, что вся Европа и западные штаты США были в XIV-XVI веках под властью Русского мира, в неё душой веришь по одной простой причине. Она чётко, хотя и невольно, объясняет эту зоологическую и многовековую ненависть Запада, бывшего в подчинении у Русского мира. И тогда, в конце XVI века, видимо, не обошлось без предательства.
Таков исторический путь, и его Русский мир проходит по синусоиде. С начала 90-х годов прошлого века амплитуда её затухающая.
Спасти Русский мир от «цивилизованного одичания» (выражение А.Блока) может только решительный отказ от европейских «ценностей».
 27 февраля 2016г.