Содержание |
---|
Читая Константина Леонтьева |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
В московском издательстве Института русской цивилизации (русская биографическая серия) вышла в начале 2016 года новая редакция моей книги «Константин Леонтьев. Книгу можно заказать в московском магазине «Клуб славянофилов» (тел. 8-495-605-08-58) или на сайте «Политкнига» в Интернете.
Книгу в старой редакции «Константин Леонтьев: единство в разнообразии» можно приобрести в Нижнем Новгороде в магазине «Подписные издания», что на улице Октябрьской возле садика на Лыковой дамбе.
Книжный анонс.
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) – писатель «золотого века» русской литературы, публицист, философ, первый и самый последовательный борец с либерализмом в России. Его творчество, политические и эстетические взгляды – арена полярных суждений и точек зрения на будущее развитие России и мировой истории. Особенно значимы его предсказания в 21 веке, когда Россия в очередной раз оказалась на историческом переломе, у «страшного предела». Судьбы любимой Родины и русского народа – основная тема философских и публицистических исследований Константина Леонтьева.
Книга поможет читателю овладеть нетленными принципами Константина Леонтьева: «Во времена неподвижности быть за движение, во времена распущенности – за строгость… быть аристократом при тенденции к демагогии… свободомыслящим при лицемерном ханжестве… то есть не гнуть перед толпой «ни помыслов, ни шеи».
Дополнительная информация от автора
Один мой знакомый литератор в разговоре спутал революционных демократов (Добролюбов, Чернышевский) с либералами. Другой писатель, уже немолодой, упрекнул меня, что я часто говорю о либералах в негативном смысле. Многих людей политика и состояние государства нашего мало волнует, в большинстве своем каждый занят собой и вечными заботами о куске хлеба на «черный день» и не только «черный». Позволительно ли так жить в наше время?
И тут на память приходят кадры из фильма «Солнечный удар» (мы не будем, конечно, здесь обсуждать его достоинства и недостатки), где герой, белогвардейский офицер, спрашивает себя после окончания гражданской войны: «Как это всё случилось? Как всё это произошло?» Как случилось, что ещё вчера казавшаяся незыблемой, как скала, монархическая Россия погибла? Как цвет нации, аристократы и чиновники, высоколобые вроде бы мудрецы, вчистую проиграли безродным крестьянам и рабочим не только в войне, но и в борьбе за русские души.
Словно и не прошло 70 лет после тех событий, что показаны в «Солнечном ударе», как граждане России в очередной раз спрашивают себя: «как это случилось?», имея в виду уже контрреволюционный 1991 год? Год уничтожения Советского Союза.
И вполне допустимо, что пройдет ещё каких-нибудь 20-ть лет от сегодняшнего дня, и мы, русские, в очередной раз спросим, как это всё случилось, а, может быть, вопрос будет ещё более безнадежным. Куда мы, русские-то, делись? Точнее, как и куда испарились достойнейшие черты русского характера: самопожертвование, взаимовыручка, коллективизм, доброта, признаваемые во всем мире.
На все эти недоуменные вопросы и на причины их возникновения давным-давно ответил замечательный русский мыслитель 19 века Константин Николаевич Леонтьев.
Русский мир можно представить в виде могучего, раскидистого дерева с тысячью ветвей (этносов), миллионами листьев (людей) и не меньшим числом корней и корешков. Благополучно развивается русский мир при трёх условиях: сильной власти (почвы, в то время самодержавия, или как говорил Леонтьев - византизма), целостной идеологии (солнечный свет и воздух -православие) и эстетики жизни (дожди - культурная самобытность). В случае сравнения русского мира с деревом необходимо (и это несчетное число раз подчеркивал Леонтьев), чтобы поливал и ухаживал за деревом свой садовник, а не чужой, западный.
Вот сначала мы и начнем с внешнего фактора суверенного существования России. Леонтьев, по сути, уже 130 лет назад наметил контуры международной политики России: «Наружное политическое согласие с Европой необходимо до поры до времени; но согласие внутренне, наивное, согласие идей, - это наша смерть!!»
Вот так, именно смерть. Не более и не менее! Пробегая ретроспективным взглядом историю России, приходится лишь тихо удивляться тому, насколько въелось в сознание русской элиты и интеллигенции преклонение перед Западом. Несмотря на десятки примеров, которые, казалось бы, должны отрезвить всякого, даже недостаточно умного. Тут и спасение Европы от Наполеона (а через 40 лет она пошла на Россию войной), спасение Антанты от немцев в первую Мировую войну, спасение Европы во Вторую Мировую. И где благодарность?
Она нам не нужна, если честно признаться, лишь бы вновь не творили пакостей. Уже и слепой, и глухой обыватель понимает, особенно после событий 1991 года и переворота на Украине, состряпанного США, что Запад наш злостный и постоянный враг. Однако уже 300 лет после Петра Первого прогрессивная (в кавычках) и либеральная общественность кричит «Запад нам поможет». Ладно бы только она, но и властные структуры такого же мнения, хотя факты говорят об обратном.
И вспоминается анекдот. «Приходит муж домой после работы, а на диване сидит незнакомец рядом с женой. Законный муж берет его за шкирку и выбрасывает в окно (благо второй этаж). На следующий вечер тот же мужик, но с перевязанной рукой. Ни слова не говоря, муж снова выбрасывает его в окно. И на третий день мужик с ногой в гипсе у него дома. Муж в раздражении кричит ему:
-Когда ты перестанешь ходить к моей жене?
-Так сразу бы и сказал, что она твоя жена, а то всё намёками и намёками».
Вот и наше руководство постоянные козни Запада принимает за намёки. Не пора прозреть, и сказать себе нелицеприятно, что намёки ЕС и США закончатся лишь после «полной демократизации» России, а, проще говоря, с её уничтожением. Причины столь враждебного отношения Запада к России изложены в книге. Это особый разговор.
В своей дипломатической работе Леонтьев постоянно ощущал вражду Запада. И ладно бы, если бы эта вражда проистекала только от чужестранцев, но и наша прогрессивная общественность, верная западным либерально-демократическим ценностям, враждебно относилась и относится к людям, защищающим интересы России.
И потому нужна крепкая власть, способная в узде держать все антигосударственные поползновения этой публики. Без крепкой власти будет анархия, разруха, кровь, братоубийство. Всё это сейчас перед нашими глазами, лишь стоит вспомнить Украину, её спровоцированный майдан, русофобию и, соответственно, нацизм. Но либералы – удивительные люди, не понимают этого, не видят этого. Не от того ли они так не любят христианство, где сказано прямо о них: «Имеющие уши – да не слышат, имеющие очи – да не видят…»?
В либералах, у которых «всё смутно, всё спутано, все бледно, всего понемногу» видел Леонтьев главную опасность для России. Сейчас в России у власти либералы, и все их отличительные черты мы видим воочию. Им не зазорно разваливать промышленность и с/х страны, вывозить полезные ископаемые, оставляя потомкам выжженную землю и пустые недра, а что бы потомство не почувствовало этого осуществляют развал науки, образования, здравоохранения, вывоз капитала. Они всячески способствуют колонизации России. Пресловутая пятая колонна на 100% состоит из либералов.
Если коротко сказать, то свои взгляды на русскую, благополучную жизнь, Леонтьева определил так: «Государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда и до свирепости; церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее; быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве; законы, принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее — одно уравновесить другое; наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе".
Таков Леонтьев как политик. Надо сказать непримиримый, не гнущий шеи ни перед Достоевским, который в своей Пушкинской речи призывал русских слиться с западноевропейцами в едином братском порыве. Ну, и кто оказался прав в 21 веке? – спросим мы себя и ответим – Леонтьев.
Как писатель Леонтьев запоминается всем и надолго после прочтения романа «Подлипки», опередившего на полстолетие «поток сознания» Марселя Пруста в его «Поисках утраченного времени», и романа «Египетский голубь» - этот гимн романтизму и любви к жизни.
Леонтьеву русская мысль обязана углублению понятия «византизм». Первым заговорил он о евразийской особенности русского мира, говоря, что «Россия – не просто государство. Россия, взятая во всецелости со всеми азиатскими владениями, это целый мир особой жизни, особый государственный мир…». И вновь мы чувствуем его правоту, подсказывающую с кем надо объединяться против разрушительного влияния США и послушной им евроатлантической коалиции.
И, наконец, Леонтьев выдвинул гипотезу о триедином процессе развития, которую в XXI веке уже смело можно назвать теорией. Исторический процесс, как, впрочем, и сама жизнь человека, существование фирм, государств, цивилизаций Леонтьев подразделяет на три периода: первичной простоты, цветущей сложности и вторичного упростительного смешения. Приход третьего заключительного периода он связывал с появлением на мировой арене капитализма с непременным сопровождением в виде либерального демократизма.
Задолго до Ленина Леонтьев предсказал приход в России социализма, называя его «новым феодализмом», ничуть не находя в этом термине брани. Предсказал социалистической России великое будущее, и оно проявилось в разумно выстроенной индустриализации, победе в Великой Отечественной войне и первом выходе в космос русского человека.
Да, Леонтьев консерватор, да он реакционер, но признайтесь, большинству из нас хотелось бы вернуться к социалистическим порядкам, при которых доминантой была уверенность в завтрашнем дне.
И нет сомнений, что без внятной идеологии (без неё русский человек жить не может), а варианта всего два (социалистическая или православная), и без внедрения её силой государственной власти, то рано или поздно быть России колонией Запада.
«Страшно за себя, за близких, страшно особенно за Родину», - восклицал в отчаянии Леонтьев. И это его отчаяние, глядя на сегодняшнюю ситуацию в России, можно легко понять. А я хочу привести слова другого патриота, Юлиуса Фучика: «Люди, я любил вас, будьте бдительны!» Они очень легко ложатся на хронику нынешней жизни.
Михаил Чижов
21.03.2016 г.