Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 13 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
Читая Константина Леонтьева
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы
И тут на память приходят кадры из фильма «Солнечный удар» (мы не будем, конечно, здесь обсуждать его достоинства и недостатки), где герой, белогвардейский офицер, спрашивает себя после окончания гражданской войны: «Как это всё случилось? Как всё это произошло?» Как случилось, что ещё вчера казавшаяся незыблемой, как скала, монархическая Россия погибла? Как цвет нации, аристократы и чиновники, высоколобые вроде бы мудрецы, вчистую проиграли безродным крестьянам и рабочим не только в войне, но и в борьбе за русские души. 
Словно и не прошло 70 лет после тех событий, что показаны в «Солнечном ударе», как граждане России в очередной раз спрашивают себя: «как это случилось?», имея в виду уже контрреволюционный 1991 год? Год уничтожения Советского Союза.
И вполне допустимо, что пройдет ещё каких-нибудь 20-ть лет от сегодняшнего дня, и мы, русские, в очередной раз спросим, как это всё случилось, а, может быть, вопрос будет ещё более безнадежным. Куда мы, русские-то, делись? Точнее, как и куда испарились достойнейшие черты русского характера: самопожертвование, взаимовыручка, коллективизм, доброта, признаваемые во всем мире.
На все эти недоуменные вопросы и на причины их возникновения давным-давно ответил замечательный русский мыслитель 19 века Константин Николаевич Леонтьев.
Русский мир можно представить в виде могучего, раскидистого дерева с тысячью ветвей (этносов), миллионами листьев (людей) и не меньшим числом корней и корешков. Благополучно развивается русский мир при трёх условиях: сильной власти (почвы, в то время самодержавия, или как говорил Леонтьев - византизма), целостной идеологии (солнечный свет и воздух -православие) и эстетики жизни (дожди - культурная самобытность).  В случае сравнения русского мира с деревом необходимо (и это несчетное число раз подчеркивал Леонтьев), чтобы поливал и ухаживал за деревом свой садовник, а не чужой, западный.
Вот сначала мы и начнем с внешнего фактора суверенного существования России. Леонтьев, по сути, уже 130 лет назад наметил контуры международной политики России: «Наружное политическое согласие с Европой необходимо до поры до времени; но согласие внутренне, наивное, согласие идей, - это наша смерть!!»