Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 8 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Содержание
Валаам
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Отчалив от Валаама, теплоход берет курс к истоку Невы на­встречу западному ветру. Нос теплохода режет крупную зыбь поистине морского пространства, и разбегающиеся от него вол­ны, встречаясь с волнением на Ладоге, высокими холмами под­нимаются на уровень иллюминатора нижней палубы. Ветер сры­вает с гребней волн брызги, светящиеся радугой в лучах пред­закатного солнца. Все глубже и глубже зарывается нос теплохода в воду, все громче звук ударов волн о борт. С гребней увеличи­вающихся валов срываются уже не брызги, а целые струи, часть из них, рассеченных ветром, с треском влетает в полуот­крытое стекло иллюминатора.

Степнин часами готов наблюдать за бушующей стихией, от­мечая суровые и простые ее цвета: черная вода, белая пена брызг, серое небо, чуть розоватое вдали. Вот белыми гребешками обзаводятся уже собственные волны озера, крупнейшего в Европе. Иногда валы волн проходят рядом с окном иллюминато­ра, и можно потрогать рукой их черные упругие спины. Пока­таться бы на них, да температура воды всего 12 градусов по Цельсию. Степнин высовывается в иллюминатор, и пригоршни брызг залепляют лицо и глаза. Он смеется от радостного ощу­щения доверчивой близости с неукротимой природой, от пред­ставления себя старым морским волком, ведущим корабль сквозь бушующее море.

А перед глазами, в памяти, стоит сосна, растущая на голой скале, без единого, кажется, намека на почву. Как символ ми­зерных потребностей тела для полнокровной жизни. Тогда же появилась мысль, приходившая, наверное, и будущим мона­хам, приплывающим на Валаамский архипелаг: «Не много надо сосне, не много надо и человеку, чтобы жить, думать, сози­дать, не обременяя мозг и тело лишней суетой в погоне за мате­риальными благами, не приносящими ожидаемого счастья и из-за которых совершаются основные мерзости...» Жаль, но все же придется задраить иллюминатор.

Степнин ложится на верхнюю полку и, глядя на бесконеч­ную череду прекрасных волн, перебирает в памяти все увиден­ное и услышанное за день.

Три основных заповеди сопровождают монашескую жизнь: нестяжание, целомудрие, смирение.

Послушание — это своего рода привыкание к новому обра­зу жизни, когда можно прийти, отработать день и уйти.

Пострижение: волосы на темени выстригаются крестообраз­но. Бывший послушник получает новое имя, длинное одеяние — рясу и головной убор — камилавку. Носящий рясу — рясофор — еще не монах.

Малая схима. Принимающий малый ангельский образ дает монашеские, строгие обеты и надевает поверх рясы мантию — безрукавную одежду, символ того, что все части тела мертвы для мира. На голове клобук — «шлем спасения».

Великий схимник носит куколь — головную накидку, спус­кающуюся на плечи, грудь и спину.