Содержание |
---|
Валаам |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
Отчалив от Валаама, теплоход берет курс к истоку Невы навстречу западному ветру. Нос теплохода режет крупную зыбь поистине морского пространства, и разбегающиеся от него волны, встречаясь с волнением на Ладоге, высокими холмами поднимаются на уровень иллюминатора нижней палубы. Ветер срывает с гребней волн брызги, светящиеся радугой в лучах предзакатного солнца. Все глубже и глубже зарывается нос теплохода в воду, все громче звук ударов волн о борт. С гребней увеличивающихся валов срываются уже не брызги, а целые струи, часть из них, рассеченных ветром, с треском влетает в полуоткрытое стекло иллюминатора.
Степнин часами готов наблюдать за бушующей стихией, отмечая суровые и простые ее цвета: черная вода, белая пена брызг, серое небо, чуть розоватое вдали. Вот белыми гребешками обзаводятся уже собственные волны озера, крупнейшего в Европе. Иногда валы волн проходят рядом с окном иллюминатора, и можно потрогать рукой их черные упругие спины. Покататься бы на них, да температура воды всего 12 градусов по Цельсию. Степнин высовывается в иллюминатор, и пригоршни брызг залепляют лицо и глаза. Он смеется от радостного ощущения доверчивой близости с неукротимой природой, от представления себя старым морским волком, ведущим корабль сквозь бушующее море.
А перед глазами, в памяти, стоит сосна, растущая на голой скале, без единого, кажется, намека на почву. Как символ мизерных потребностей тела для полнокровной жизни. Тогда же появилась мысль, приходившая, наверное, и будущим монахам, приплывающим на Валаамский архипелаг: «Не много надо сосне, не много надо и человеку, чтобы жить, думать, созидать, не обременяя мозг и тело лишней суетой в погоне за материальными благами, не приносящими ожидаемого счастья и из-за которых совершаются основные мерзости...» Жаль, но все же придется задраить иллюминатор.
Степнин ложится на верхнюю полку и, глядя на бесконечную череду прекрасных волн, перебирает в памяти все увиденное и услышанное за день.
Три основных заповеди сопровождают монашескую жизнь: нестяжание, целомудрие, смирение.
Послушание — это своего рода привыкание к новому образу жизни, когда можно прийти, отработать день и уйти.
Пострижение: волосы на темени выстригаются крестообразно. Бывший послушник получает новое имя, длинное одеяние — рясу и головной убор — камилавку. Носящий рясу — рясофор — еще не монах.
Малая схима. Принимающий малый ангельский образ дает монашеские, строгие обеты и надевает поверх рясы мантию — безрукавную одежду, символ того, что все части тела мертвы для мира. На голове клобук — «шлем спасения».
Великий схимник носит куколь — головную накидку, спускающуюся на плечи, грудь и спину.