Содержание |
---|
Валаам |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
Валаамский архипелаг — гигантский кусок излившейся среди доисторического моря древней горной породы, состоящий из диабаза и габбро. В них много железа и марганца. Все знают диабазовую плитку, надежно укрывающую столичную Красную площадь, черную и прочную, на которой даже танки не оставляют следов. На Валааме особый, влажный воздух, и лишайники окисляют железо в породе до коричневой окалины, и острова кажутся красными, особенно на фоне замшелых елей, сосен и берез. Тут бестолково копать, например, яму под столбы, здесь поступают мудрее. Делается деревянный небольшой сруб, в центре которого устанавливают столб, а свободное пространство засыпают диабазовыми валунами. За 600 лет монахи не срубили ни единой сосны на островах. Для хозяйственных построек древесину привозили с материка. Никаких знаний не нужно, чтобы понять трудность восстановления леса на скальном грунте. Здравый смысл и дисциплина.
130 лет монастырь на Валааме принадлежал Финляндии, сохраняя свою православную независимость от лютеранского государства. В феврале 1940 года, когда после советско-финской войны стало известно, что архипелаг переходит к СССР, все иноки, спасаясь от безбожной советской власти, эвакуировались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь, действующий по сей день. В опустевших зданиях разместили школу юнг и боцманов. Была такая советская мода: отдавать разоренные монастыри под воспитательные учреждения для детей преступников, или взрослым политическим, или умалишенным.
Через 50 лет после войны на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. К монахам приехал некий старик. Лицо его было ужасно. Оно было изрыто, как бывает изрыта воронками земля.
Старик был единственным, оставшимся в живых за годы войны выпускником одного из классов школы юнг. Его жизнь — живая иллюстрация для нынешних экскурсоводов.
Классу, где он учился, поручили содрать иконописные фрески со стен главного собора. Ему предстояло уничтожить лик одного из основателей монастыря — Сергия. Мальчишек вооружили длинными палками с намотанной на концах колючей проволокой.
Наш герой, бездумно замахнувшийся вначале, вдруг остановился пораженный: святой смотрел на него с укоризной, словно живой. Палка с колючей проволокой медленно опустилась.
К нему подошла классная учительница и спросила раздраженно:
— В чем дело? — Ее голос вибрировал от негодования.
— Не могу. Поглядите, он смотрит на нас.
— Глупости. Видишь, все работают и не боятся. Давай смелей! А не то на политзанятиях у тебя будут сложности.
Лишь только раз он провел колючкой по лику святого и упал в обморок. Все закончилось будто бы нормально. Правда, дразнили его «слабаком», но он тихо отмалчивался. Через год началась новая война. Будущих моряков пришлось эвакуировать. Катер, на котором учеников класса перевозили на материк, попал под бомбежку и затонул. Он был единственным оставшимся в живых. Когда после спасения он взглянул в зеркало, то вновь потерял сознание: царапины на лице точно повторяли следы, оставленные им на иконе святого...