Содержание |
---|
Валаам |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
Отчалив от Валаама, теплоход берет курс к истоку Невы навстречу западному ветру. Нос теплохода режет крупную зыбь поистине морского пространства, и разбегающиеся от него волны, встречаясь с волнением на Ладоге, высокими холмами поднимаются на уровень иллюминатора нижней палубы. Ветер срывает с гребней волн брызги, светящиеся радугой в лучах предзакатного солнца. Все глубже и глубже зарывается нос теплохода в воду, все громче звук ударов волн о борт. С гребней увеличивающихся валов срываются уже не брызги, а целые струи, часть из них, рассеченных ветром, с треском влетает в полуоткрытое стекло иллюминатора.
Степнин часами готов наблюдать за бушующей стихией, отмечая суровые и простые ее цвета: черная вода, белая пена брызг, серое небо, чуть розоватое вдали. Вот белыми гребешками обзаводятся уже собственные волны озера, крупнейшего в Европе. Иногда валы волн проходят рядом с окном иллюминатора, и можно потрогать рукой их черные упругие спины. Покататься бы на них, да температура воды всего 12 градусов по Цельсию. Степнин высовывается в иллюминатор, и пригоршни брызг залепляют лицо и глаза. Он смеется от радостного ощущения доверчивой близости с неукротимой природой, от представления себя старым морским волком, ведущим корабль сквозь бушующее море.
А перед глазами, в памяти, стоит сосна, растущая на голой скале, без единого, кажется, намека на почву. Как символ мизерных потребностей тела для полнокровной жизни. Тогда же появилась мысль, приходившая, наверное, и будущим монахам, приплывающим на Валаамский архипелаг: «Не много надо сосне, не много надо и человеку, чтобы жить, думать, созидать, не обременяя мозг и тело лишней суетой в погоне за материальными благами, не приносящими ожидаемого счастья и из-за которых совершаются основные мерзости...» Жаль, но все же придется задраить иллюминатор.
Степнин ложится на верхнюю полку и, глядя на бесконечную череду прекрасных волн, перебирает в памяти все увиденное и услышанное за день.
Три основных заповеди сопровождают монашескую жизнь: нестяжание, целомудрие, смирение.
Послушание — это своего рода привыкание к новому образу жизни, когда можно прийти, отработать день и уйти.
Пострижение: волосы на темени выстригаются крестообразно. Бывший послушник получает новое имя, длинное одеяние — рясу и головной убор — камилавку. Носящий рясу — рясофор — еще не монах.
Малая схима. Принимающий малый ангельский образ дает монашеские, строгие обеты и надевает поверх рясы мантию — безрукавную одежду, символ того, что все части тела мертвы для мира. На голове клобук — «шлем спасения».
Великий схимник носит куколь — головную накидку, спускающуюся на плечи, грудь и спину.
Ничего кроме личной, очень ограниченной в количестве одежды монаху не полагается. Никакой еды в келье, только в трапезной, только со всеми вместе, обычно без завтрака. Отбой в семь вечера. В полночь «полунощница» — богослужение в церкви, после нее проповедь. Возвращение в кельи и еще сорок поклонов. В пять утра молитва, а потом рабочий день — монахи кормятся результатами своего труда, монастыри — образец натурального хозяйства. Обед в 12 часов, и вновь работа.
На Валааме большая молочная ферма, конюшня, а недавно, при новом игумене, завели кур. Руками монахов строились храмы, скиты, дороги, создавались производства кирпича, кож, свечей. Вблизи парадной лестницы, ведущей к главному храму обители — Спасо-Преображенскому собору, разбит яблоневый сад. Плодоносящие яблони, исключительная редкость для этих северных широт, растут на привозной с материка земле. Местные островитяне говорят, что монахи и арбузы выращивали. Что ж, вдумчивость и дисциплина — всему порука.
Целомудрие, безбрачие. На Валааме древняя аскетическая традиция старчества: новоначальными иноками руководят старцы, которые открывают им помыслы и душевные чаяния, чтобы преодолеть своеволие и гордость.
Самым тяжелым был третий постулат — смирение, послушание. Это тот случай, когда сегодня у тебя задача выкопать яму, а завтра закопать, не произведя с ямой никаких действий. И никаких обсуждений. Советы об улучшении труда, его условий рассматриваются как нарушение устава. Телесное и душевное безмолвие — так характеризуется результат этой заповеди. «Кузьмич сказал: "Закапывай"»,— так шутили студенты 60-х годов в стройотрядах, выполняя заведомо бессмысленную работу.
Первые две заповеди показались Степнину несложными, достижимыми, но вот третья расходилась с наследственными особенностями его характера. Покорная монотонность, убивающая творческую изюминку. Что может быть ужаснее? Нет, не все безоглядно можно принять разумным и верным в наставлениях древних родоначальников монашества. Веяло какой-то незавершенной ущербностью. Хотя и в этом была видна многовековая мудрость, учитывающая опыт прежних поколений: своеволие приводит к расшатыванию дисциплины, без которой любая человеческая общность разваливается. Пусть не совсем совершенное, но свое, а железная преемственность — гарантия сохранности созданного на века. По этому принципу строились отношения в СССР, отход от них — открытие границ — у нас перед глазами: свое разрушено, ценное в новом грунте не приживается, а дурное — пожалуйста. Наркомания, сексомания, бандитизм. Да и лишенный гумуса грунт плодородной почвой никогда не станет. На месте пепелищ или разрушенных домов лучше всего растет крапива, лопух, чертополох. Из этих природных и социальных наблюдений монахи и исходили. На территории же России дважды за столетие забывались эти простые истины.
Валаамский архипелаг — гигантский кусок излившейся среди доисторического моря древней горной породы, состоящий из диабаза и габбро. В них много железа и марганца. Все знают диабазовую плитку, надежно укрывающую столичную Красную площадь, черную и прочную, на которой даже танки не оставляют следов. На Валааме особый, влажный воздух, и лишайники окисляют железо в породе до коричневой окалины, и острова кажутся красными, особенно на фоне замшелых елей, сосен и берез. Тут бестолково копать, например, яму под столбы, здесь поступают мудрее. Делается деревянный небольшой сруб, в центре которого устанавливают столб, а свободное пространство засыпают диабазовыми валунами. За 600 лет монахи не срубили ни единой сосны на островах. Для хозяйственных построек древесину привозили с материка. Никаких знаний не нужно, чтобы понять трудность восстановления леса на скальном грунте. Здравый смысл и дисциплина.
130 лет монастырь на Валааме принадлежал Финляндии, сохраняя свою православную независимость от лютеранского государства. В феврале 1940 года, когда после советско-финской войны стало известно, что архипелаг переходит к СССР, все иноки, спасаясь от безбожной советской власти, эвакуировались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь, действующий по сей день. В опустевших зданиях разместили школу юнг и боцманов. Была такая советская мода: отдавать разоренные монастыри под воспитательные учреждения для детей преступников, или взрослым политическим, или умалишенным.
Через 50 лет после войны на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. К монахам приехал некий старик. Лицо его было ужасно. Оно было изрыто, как бывает изрыта воронками земля.
Старик был единственным, оставшимся в живых за годы войны выпускником одного из классов школы юнг. Его жизнь — живая иллюстрация для нынешних экскурсоводов.
Классу, где он учился, поручили содрать иконописные фрески со стен главного собора. Ему предстояло уничтожить лик одного из основателей монастыря — Сергия. Мальчишек вооружили длинными палками с намотанной на концах колючей проволокой.
Наш герой, бездумно замахнувшийся вначале, вдруг остановился пораженный: святой смотрел на него с укоризной, словно живой. Палка с колючей проволокой медленно опустилась.
К нему подошла классная учительница и спросила раздраженно:
— В чем дело? — Ее голос вибрировал от негодования.
— Не могу. Поглядите, он смотрит на нас.
— Глупости. Видишь, все работают и не боятся. Давай смелей! А не то на политзанятиях у тебя будут сложности.
Лишь только раз он провел колючкой по лику святого и упал в обморок. Все закончилось будто бы нормально. Правда, дразнили его «слабаком», но он тихо отмалчивался. Через год началась новая война. Будущих моряков пришлось эвакуировать. Катер, на котором учеников класса перевозили на материк, попал под бомбежку и затонул. Он был единственным оставшимся в живых. Когда после спасения он взглянул в зеркало, то вновь потерял сознание: царапины на лице точно повторяли следы, оставленные им на иконе святого...