Содержание |
---|
Метаморфозы |
Страница 2 |
Все страницы |
По каналу, соединяющему Волгу и Москву, теплоход движется очень медленно, скорость его всего 10 километров в час. После Икшинского шлюза № 6 и до Северного речного порта в Москве канал небольшими протоками соединяет череду водохранилищ — Пестовское, Учинское, Клязьминское, Химкинское. Скорость же и здесь по-прежнему небольшая. Только тут можно убедиться в справедливости расхожего мнения о по-настоящему крупных деньгах, крутящихся в Москве и ближней от нее округе. Какие яхты и катера невиданных конструкций и красот бороздят водную гладь, трудно передать словами. А особняки у воды,— что перед ними скромный помещичий домик Пушкина в Михайловском или Большом Болдине. Особый, видимо, шик — строительство своей «сакли» в водоохранной зоне — этакое овеществленное подтверждение вседозволенности, доказательство силы денег над законом. Чтобы спускалась гранитная лестница от виллы прямо к воде, к мраморному пирсу и белоснежному катеру возле него.
Для бедных рыбаков, жалкие пленочные укрытия которых в рыбных местах видимо-невидимо, они тянутся вдоль канала на протяжении многих сотен метров. Настоящее театральное представление — наблюдение за действиями рыбаков, озабоченных то ли страстью, то ли попытками свести концы с концами в надежде на хороший улов, уху, пропитание.
Сверхмодный катер, у которого почти нет кормы, а есть только нос, покачивается на якорной стоянке в центре Клязьминского водохранилища, и теплоход уважительно огибает его, стоящего на фарватере. На речных путях такие же законы, как и на автомобильных трассах, где с «Мерседесом» лучше не связываться. Молодой хозяин катера говорит по сотовому, не обращая на теплоход никакого внимания, но после разговора поднимает глаза и встречается с моим взглядом. Я с озорством машу ему рукой, он отвечает. «Мне попался, наверное, самый воспитанный из новых русских. Это вселяет надежду»,— с иронией думаю я.
Сосновый бор по берегам. По середине обширного луга возвышается недавно построенная церковь, вокруг которой, на некотором отдалении, теснятся дома богатеньких «буратино», закопавших на этом месте много зеленых, как этот луг, дензнаков.
Москва встречает прибывших по реке до боли знакомым из фильма «Волга-Волга» величественным зданием речного вокзала, ныне изрядно обветшавшим, с обвалившейся во многих местах штукатуркой. На фронтоне надпись «Москва-Волга — 1933—1937». Это годы строительства канала. Невиданное достижение для почти ручной работы, достойное зависти рабов Древнего Египта или Рима. Здесь умирали рабы советского периода — заключенные гулаговских лагерей.
— Ну что вы скалите зубы,— кричал нам с берега какой-то больной человек вблизи Дмитрова,— здесь дно уложено костями людей, а берега — черепами.— Его изможденное нервными тиками лицо горело бешеной яростью.
Надпись на Икшинском гидроузле: «Для сооружения шлюза № б выполнено работ: земляных—916 751 кубометр, железобетонных— 118 312 кубометров». И это сделано за три года без машин, одними руками. Впечатляет! Как впечатляет и другая стройка, но уже капиталистическая, в наше время — восстановление храма Христа Спасителя.
Сейчас Москва — как один большой вокзал с моралью жителей бывшей Хитровки. Единственный уголок отдохновения и порядка — храм Христа Спасителя и территория вокруг него. Глядя на эту воплощенную в камне красоту и мощь, думаешь: в какой же степени варварства нужно было находиться душе человека, чтобы решиться на уничтожение этой красоты? Были же революции в других странах, и не менее жестокие. Да, уничтожили французы Бастилию как символ насилия, но символы веры никому не приходило в голову разрушать. Люди вроде бы и не «превращались», как у Овидия, в животных, но их поведение говорит об этих метаморфозах.
Маленькое, несмышленое дитя, сердясь на неодушевленный предмет, причинивший ему боль, бьет его ладошкой; собака кусает угол дома, о который она невольно ударилась. У психиатров есть определение подобному поведению, простительному неразумным животным, малым детям. Не выдержало взрослое руководство страны блеска куполов другой, отличной от их собственной, веры, и сразу же схватилось за динамит...
И пошла череда материальных метаморфоз: храм Христа Спасителя — недостроенный Дворец Советов — открытый плавательный бассейн с подогревом воды в зимнее время — храм Христа Спасителя. Но не стали эти метаморфозы для людей власти надежным уроком: разрушено за последние десять лет больше, чем построено за семьдесят.
Хорошо, что этот храм из главного символа веры превращается в музей зодчества, живописи и упомянутого головотяпства. В нем выставлены подлинные исторические документы о всех его превращениях.
После осмотра выхожу на Волхонку, покупаю мороженое. Продавщица спрашивает:
— Понравилось?
— Очень,— искренне и горячо говорю я, удивляясь ее непосредственности. Обычно москвичи высокомерны.
«Что-то тут не так»,— думаю я про себя, и оказываюсь прав. Разговорившись, узнаю, что она геолог, потерявшая работу из-за повсеместного прекращения геологоразведочных работ. В Москве же, куда ее привез муж, она не может найти работу по специальности.
— Представляете, мне часто снится тайга, горные реки, где приходилось заниматься шлиховкой, от которой коченели руки и затекала спина. А как были умны камчатские лошади: опусти поводья, засни, а она привезет тебя к базе. Тяжелая работа, но нужная. Теперь моя цель — продать как можно больше мороженого!
Метаморфозы продолжаются...