Содержание |
---|
Переселенцы |
Страница 2 |
Все страницы |
Ночные комариные атаки под утро сменились занудливым приставанием мух. Какой уж тут сон? Вышел на балкон и долго не мог надышаться чистым ветерком, утренним бризом, наползающим с Волги, блестевшей голубыми излучинами под Татинской горой. Солнце, вставшее из-за низкого левого берега, уже три часа как грело землю, и отзывчивый донник тонко благоухал своими белыми и желтыми цветками. И красота, и аромат казались одушевленными, требовавшими общения, как любое живое существо, и нельзя было не подчиниться этому требованию.
Санаторий еще спал. Я тихо побрел к крутому берегу Волги, жадно вдыхая утренний прохладный воздух, всматриваясь в неповторимые дали. Величие их очищало душу от городской суеты, напоминало о ложной значимости наших дел перед действием природы. Да и о каких делах можно думать на краю 40-метрового обрыва, нависающего над урезом воды? Стоя у пропасти, от которой веяло священным холодком ужаса, я продолжал любоваться окружающим меня миром. Здесь было всё: гора, река, поле, лес, луг, деревня — простые вроде составляющие, но неповторимость сочетания обусловливает его ценность. Как у всякого человека есть обычный «набор»: руки, ноги, голова, сердце... но все мы разные, физически и духовно.
Красивое, видное место особенной силой привлекает людей.
Татинец. Гора, на склоне которой удобно расположилось село,— идеальный пункт для наблюдений за передвижениями на Волге, бывшей в стародавние времена главной транспортной магистралью России. Это теперь понастроили железных и автомобильных дорог с твердым асфальтовым покрытием, а тогда наиболее удобными были зимний, санный путь да водный. Здешние названия — красочные иллюстрации к словарю Даля и лишний повод заглянуть в него. «Тать — вор, хищник, похититель», «татский, татиный — к татю относящийся, воровской». Вот такое «нехорошее» название имеет село, умостившееся на спуске с Татинской горы, а напротив села — остров Татинский, на котором, по преданиям, в стругах, спрятанных в прибрежных кустах, сидели разбойники, готовые по сигналу с горы броситься на абордаж купеческих судов. Рядом, чуть выше по течению Волги, деревня Слопинец, тоже характерное название, связанное с речным промыслом, которое Даль определяет так: «слоп, слопец — барочная потесь, с кормы и носу, заместо руля», или «род ловушки на мелких зверей, убойная плаха с поедью, наживой и с насторожкою, плашка».
Если раньше в этих местах воровали, то теперь отмывают деньги. Кипит здесь стройка: новые русские возводят невиданные особняки на средства, заработанные «умением жить», разницы между которым и татьбой я до сих пор не понимаю. Достойная связь времен.
Напротив одного из таких особняков, за железными воротами, закрытыми проволочной скруткой,— вход на кладбище. Состояние могил и самого кладбища — это своеобразный, хотя и грустный, показатель отношения людей к своим предкам, корням. У нас, в России, этот показатель удручающе низок, и трудно однозначно сказать, что тому виной: годы ли советской власти, проповедовавшей забвение старой жизни, исторически ли сложившийся менталитет, когда из-за скудности земель переселенцами становились сотни тысяч семей, православие ли, недостаток культуры. Бывал я на погостах в Латвии и Литве, там они — настоящие музеи под открытым небом. Здесь музея не было.
«Хорошо хоть ворота закрывают от коз и коров»,— думал я, засовывая непослушную скрутку в «ушки» ворот. Рядом остановилась женщина, чтобы троекратно перекреститься на кладбищенские ворота. Нам было по дороге. Непонятное длиннополое черное ее одеяние навело меня на мысль, что она, вероятно, служительница церкви.
— Вы не староста местной церкви? — уважительно спросил я.
— Нет, я только сторож.
— А как название церкви?
— Преображения Господня.
— В каком году она построена?
— Ой, не знаю. Я здесь недавно живу.
Я спустился к Волге, зашел на пристань. Некогда чистая вода была мутна и неприятна на вид. Из расписания, начертанного мелом на черной доске, можно было понять, что ходят всего две «Ракеты». Радуясь наступающему дню, «играла» рыба, выскакивая из воды. Заметив меня, дежурный по причалу вышел покурить.
— Как рыбалка? — спросил я, показывая на резвящуюся рыбу.
— Плохо, — ответил дежурный.— Ты не смотри, что много шуму. Мелочь это прыгает... С каждым годом все хуже и хуже.
— Что так?
— Вода становится грязнее и грязнее. Из гавани спускают нефтяные отходы после зачисток «мертвых» остатков перед ремонтом судов, да и течение стало значительно медленнее из-за Чебоксарской ГЭС. Не промывается Волга, заболачивается.
— Не проживешь на рыбалку?
— Еле-еле концы сводим. Я здесь недавно живу. А вот раньше говорят... Да коренных-то здесь осталось пять дворов, остальные дачники.
Грустным уходил я от великой некогда Волги. «Этот недавно живет, другой только что приехал. Не страна, а перекати-поле сплошное»,— думал я в сердцах. Обновленная церковь на угоре поправила мое настроение. «Хорошо, что веру пытаются восстановить!» — порадовался я, медленно обводя церковь взглядом. Потом я увидел на заборе, на фоне серых досок, темно-зеленые листья тыквы. Когда-то маленький росточек пролез в щель, и теперь огромные листья блаженствовали под ярким солнцем. Всего было у них вдоволь: удобрений, влаги, солнца.
Знают ли листья, что через два месяца холодный ветер сожмет их своим безжалостным дыханием? Знает ли суетящийся человек, что он смертен? Да, знает! И тем не менее он ищет свое место под солнцем, строит дома, рожает детей, сажает тыкву и хочет жить достойно.