Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 22 гостей онлайн

Последние комментарии

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Содержание
Алтарь Отечества (очерк)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Все страницы

Так называется культурно-патриотическая акция в честь подвига народного ополчения Минина и Пожарского, проводимая с 2001 года по инициативе общественности городов Балахны и Нижнего Новгорода. В 2012 году, богатом на знаменательные исторические даты и объявленном годом Истории, самой значительной является 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов и восстановление российской государственности, утерянной в годы великой Смуты начала XVII века.

Великий Николай Карамзин в самых последних строках своей незаконченной «Истории Российской» вопрошал, имея в виду 1611 год: «И что была тогда Россия? Вся полуденная беззащитною жертвою грабителей ногайских и крымских: пепелищем кровавым, пустынею; вся юго-западная, от Десны до Оки, в руках ляхов, которые, по убиению Лжедмитрия в Калуге, взяли, разорили верные ему города: Орел, Болхов, Белев, Карачев, Алексин и другие; Астрахань, гнездо мелких самозванцев, как бы отделилась от России и думала существовать в виде особенного царства…; шведы, схватив Новгород, убеждениями и силой присваивали себе наши северо-западные владения, где господствовало безначалие, - где явился еще новый, третий или четвертый Лжедмитрий, достойный предшественников, чтобы прибавить новый стыд к стыду россиян современных и новыми гнусностями обременить историю…. Тихвин, Ладога сдались генералу Делагарди на условиях новгородских; Орешек не сдавался…». На этом рукопись Карамзина обрывается.

Могла оборваться и история России, но осенью 1611 года нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение. Во сне явился преподобный Сергий Радонежский, который повелел ему собрать казну на военные нужды и идти освобождать Москву от иноземцев, попирающих православную веру. Минин понял, что сам Господь помогает ему и обратился к нижегородцам пожертвовать всем ради освобождения русской земли. Призыв, опирающийся на волю Господа, нашел отклик в народе, отдающим на военные нужды третью часть имущества. В конце февраля 1612 года ополчение под военным руководством Дмитрия Пожарского и политическим – Кузьмы Минина выступило в поход на Москву окружным путем, чтобы привлечь в свои ряды наибольшее число бойцов. В собранном Мининым ополчении оказались «русские люди, поволжские  и сибирские татары, башкирские и марийские стрелки, мордовские и удмуртские ратники», которые присоединялись к народному войску по пути следования. Он был нелегок и тернист. Балахна – Пурех – Юрьевец – Решма -  Кинешма – Кострома – Ярославль. Весеннюю распутицу пережидали в Ярославле, который на 4 месяца стал столицей России, так как здесь был создан Совет всей земли (Земское правительство), возглавленный Мининым и Пожарским. Здесь печатались медные и серебряные деньги, здесь издавалась первая в России газета, здесь был «двор». Далее через Ростов, Переславль-Залесский, Троице-Сергиевую лавру ополчение в августе подошло к Москве буквально за несколько дней до прихода польского войска под руководством Ходкевича, спешившему на помощь польскому гарнизону в Кремле.


Я не буду далее пересказывать историю освобождения Москвы, так как её умело доносят до нас историки, в том числе, и польские (лекция на канале «Культура» в цикле «Академия» 6 ноября 2012г.). Так сказать, освещение истории со всех сторон. Выбирай: какая версия больше нравится. Либеральный плюрализм! Ведь с политической стороны действия поляков были легитимны, -утверждает польский ученый, - их пригласила боярская дума, выбрав на русский престол королевича Владислава. Закон на стороне поляков, а то, что бояре предали Россию, так это из области психологии и совести. Русский народ превысил закон, а это не по правилам. Так считает профессор из Польши. Вам, читатель, знакомы эти логические умозаключения?

Одно остается непререкаемым – путь ополчения Минина, по которому проехали участники акции «Алтарь Отечества», а с ними и ваш покорный слуга, пишущий эти строки. Само название «культурно-патриотическая» говорит о том, что это не просто прогулка, а, прежде всего, знакомство жителей тех населенных пунктов, где останавливалось ополчение Минина и Пожарского, с культурными, сценическими достижениями нижегородцев, пробуждение у населения интереса к великой истории России и конкретным событиям 1612года. В нашей программе встречи с ветеранами войны и труда, общение с творческой интеллигенцией и тружениками не только по вопросам истории. Наша задача показать делом, что есть люди, любящие свою родную землю, так же беззаветно, как любили её посадский человек Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский и другие россияне, что прошедшие 400 лет с того освободительного и знаменательного движения народа мало изменили характер простых людей.

                                               1 день

Раннее утро 31 октября (день отъезда) было исключительно ненастным. Ледяной дождь мощными порывами так сильно налетал на утлые опоры укрытия на остановке общественного транспорта возле «Юпитера» на Варварке (Нижний Новгород), что, казалось, они улетят в тартарары вместе с нами, ожидавшими прихода автобуса. Да и не спасают эти навесы ни от дождя, ни от ветра. Так бутафория какая-то. Хрустальные серьги льда, что постоянно нарастали на проводах, ветвях деревьев и кронштейнах остановки, время от времени слетали от порывов ветра и с легким звоном рассыпались по мостовой. Романтика. Зачерпнув ботинком пару раз из лужи ледяной водицы, мы, наконец-то, нашли приют под крышей чуть-чуть запоздавшего автобуса, но.... Из-за расхлябанности одного из младой части нашей делегации, опоздавшего на целый час, то ли из-за непогоды, то ли из-за автомобильных пробок на улицах, отъезд задержался. Потом пробка на переезде у Дубравной, так что возлагать цветы в Балахне к памятнику Кузьме Минину (тому самому, что стоял с 1943г. на главной площади в Нижнем, а в 1989году переехал в Балахну), нам не пришлось. Это сделали за нас балахнинцы, вторая и основная часть нашей делегации, вместе с руководителем, уроженцем Балахны Владимиром Игоревичем Блинковым.

«Все нормально, - подумалось мне, - и дождь в дорогу хорошо, да и те дела, что начинаются со скрипом, заканчиваются обычно прекрасно». Однако нам надо было спешить: ровно в полдень, в Юрьевце, начало нашего первого концерта. Пока наш комфортабельный «шваб» трясется по неважным ивановским дорогам, самое время рассказать об участниках нашей культурной экспедиции.


В составе её молодые победители и призеры (в возрасте от 15 до 30) областного фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества», проведенного весной этого года. Аналогичные фестивали проводились по всей Нижегородской области и ранее, на протяжении 11 лет, а их победители и составляют основной костяк участников акции.  В конкурсе 6 номинаций: «Художественное слово», «Фоторепортаж», «Литературное творчество», «Патриотическая песня», «Историческое краеведение», «Прикладное творчество».

Я разговаривал с одним из них: 15-ти летним чтецом из Ворсмы, и ещё раз убедился, как судьба всех нас зависит от учителей и вообще от людей, окружающих нас по жизни. Да, генетические свои возможности, порой очень высокие, есть у каждого, но развитие или не развитие их не всегда определяется  только нами... Худенький, если не сказать, щуплый и мелкий мальчик с лучистыми серо-синими глазами. Мать – продавец в магазине, отец – охранник и по совместительству «золотые руки» у олигарха местного разлива. Тому, что у него есть талант к художественному чтению, он обязан учительнице русского языка и литературы. Она узнала об этом фестивале, она направила его на районный конкурс, а потом и на областной. И вот теперь Денис колесит по России и знакомится с её богатой историей, архитектурой русских церквей, кремлей и монастырей, общается со сверстниками и с нами, взрослыми, кому он интересен.  

 - Кем хочешь стать? – спрашиваю я.

-Артистом, - отвечает он спокойно и без тени смущения или какой-то неловкости.

-Будешь поступать в Нижегородское театральное училище?

-Я ещё не решил, но артистом всё одно буду.

-Любишь аплодисменты?

-Трудно сказать, - он немного помолчал, - нравится быть на виду. Наверное, я бы сказал.

Среди нас руководитель В.И.Блинков, кураторы номинаций конкурса, 5 воспитанников из Нижегородской кадетской школы-интерната имени генерала В. Маргелова и главная наша сила – концертная бригада молодых исполнителей русских песен и танцев. А также, писатели, журналисты, представители областного Совета ветеранов войны и труда, очаровательная конферансье Татьяна Крюкова, библиотекарь из Балахны, и воспитатели, сопровождающие самых юных  участников акции, уже 12-ой по счету. Всего 110 человек, набившие два огромных автобуса.


Первая остановка – Юрьевец. Несмотря на то, что мы «пролетели», не останавливаясь, Пурех, к Юрьевцу подъехали с 10-ти минутным опозданием. Сосед мой по месту в автобусе рассказывал, как в прошлом году их встречал глава Юрьевца. Тот поразил его воображение:

-Молодой мужик в высоких сапогах с загнутыми носами, кожаных галифе, заправленных в сапоги, ковбойская шляпа. Ну, не дать – не взять, рокер на отдыхе.

То ли для покупки кожаных галифе мэр злоупотребил своим мэрским положением, то ли ещё какие-то провинности он совершил, только в этот раз нас никто не встречал. Уже на сцене кинотеатра нас приветствовал пожилой глава района А.А.Соколов, седой и скромный пожилой мужчина. Видимо, народ устал от прежнего рокера, пугающего население тихого городка ревом своего «Харлея». Ротация кадров, однако.

Приветствия, обмен подарками. Есть время оглядеться. Зал кинотеатра производит весьма убогое впечатление. Отремонтирован он в последний раз, наверное, в годы «застоя», а фасад здания с надписью «Кино – театр» не белился с послевоенных лет. Вероятно, эта облезлая краска помнит еще Андрея Тарковского, родившегося здесь 80 лет назад, неподалеку, в Завражье, среди удивительной по красоте приволжской природы. Тяжело культуре в российских малых городках, но, несомненно, тяжело не только ей, но и всем жителям, потерявшим работу на юрьевецких предприятиях. Из кратких реплик можно было узнать у местных, что в городе в советское время работали порт, льночесальная и прядильная фабрика, заводы: рыбный, консервный и пивоваренный. Где они? Закрыты и разбазарены по причине нерентабельности. Куда людей? Сами пусть ищут работу! Она находится в домах пришлых богатеев из Москвы и Петербурга – горничные, няньки, сторожа и т.п. Так Россия теряет свое техническое реноме: из сторожа, даже с высшим образованием (мы знаем уровень этого образования), никогда не получится создатель даже детской машинки.


Теперь лишь старые купеческие особняки, да храмовые купола приятно радуют глаз. Да, и концерт наш на диво хорош. Зал полон. Валерий Агапов, который выступает на сцене с 9 лет именно с «Алтарем Отечества», теперь возмужал, но голос его, пройдя ломку, по-прежнему прекрасен. Подлинными профессионалами проявили себя и Мария Беляева, и Анна Рачкова, и Андрей Куклев, и Роман Осин, и Майя Балашова. В их репертуаре только русские народные песни. Сейчас трудно найти какую-то радиостанцию или телевизионный канал, где исполнялись бы русские песни. Даже радио «Россия», «Радио Культура», «Маяк» переполнены западной попсой, блатными песнями и шансоном. На телевидении русские песни можно услышать только в старых советских фильмах.

На наших же концертах русская душа отдыхает, наполняясь положительной энергетикой.

На мой, даже мало просвещенный в вокале взгляд, очевидно без подсказки, что раскрученным певцам шоу-бизнеса, заполнившим телеэкран, далеко до наших нижегородских голосов. Конечно, наших певцов ценят, они учатся в консерватории, но … хочется пожелать им счастья. Или, хотя бы надежной удачи.

Особое место в галаконцерте занимает певец Алексей Трофимов, бывший старший прапорщик, участник афганской и чеченских войн, кавалер ордена Мужества. Его зажигательная манера исполнения никого не оставляет равнодушным, особенно мила и понятна зрителям песня о маме, в которой есть такие простые слова: «А дома, дома, дома пирожки /И много, много молока/ А мама поседела от тоски / И лет ей нет и сорока…».

Ярким открытием, по крайней мере, для меня, стала группа «Style квартет». Квартет, состоящий из двух домристок (Хмеленко и Фиш), баяниста (Смирнов) и контрабасиста балалаечника (Беляев). Аранжировка русских народных песен и мелодий у них  уникальна, особенно, когда в конце одной из композиций порывистая Кристина Фиш выкрикивает слова, кажущиеся лишними, но так тонко они связаны с музыкой и так ненавязчиво дополняют её, придавая нужную экспрессию, что… как-то столбенеешь не от удивления, а от восторга.  

Между певческими номерами танцевальные в исполнении учащихся Нижегородского колледжа культуры, которому, как это ни странно, не нашлось места в Нижнем Новгороде. Они базируются, если можно так выразиться, ведя речь о культуре, на Бору. Три высоченных, под метр девяносто, гибких парня  и миловидные девчонки. В общем 20 прекрасных номера на полтора часа абсолютного внимания, а в 17 часов в Кинешме нам давать следующий концерт. Для нас-то, зевак, зрелище, а участникам - работа.


Утренняя заминка аукалась нам весь день. В славном Юрьевце, что младше Нижнего всего лишь на 4 года, и основанном тем же князем Георгием, сыном Всеволода Большое Гнездо, мы не задержались даже возле мемориального камня, открытого год назад. На нем доска, гласящая: «Здесь летом 1612 года сводный отряд юрьевчан вошел в состав Нижегородского ополчения Минина и Пожарского».

Этот камень – одно из свидетельств того положительного влияния, что оказала нижегородская акция «Алтарь Отечества» на забытые Богом и правительством малые, убитые реформой русские городки и села, где останавливались мы, уже современные «ополченцы». Жители в них как-то, пусть на самую малую долю, встрепенулись, активнее стали заниматься краеведением, интересоваться прошлым своего городка, историей  страны, а если точнее, народа. История народа – вот в чем суть любой истории! Нашлись же деньги в Ивановском областном бюджете на установку этого памятного камня! И, разумеется, роль нашей акции в этом огромна. И хотя камень лежит, но людская памятная молва под него неустанно бежит. И будет бежать.

И без сомнений наша акция сильно подвинула дело по установлению прекрасного конного памятника воеводе Кинешмы Федору Боборыкину, погибшему вместе с жителями в сражении с польско-литовскими интервентами 8 июня 1609 года. Смута! Наемные головорезы, объединенные в огромную банду пана Лисовского, называвшие себя «лисовчиками», шастали по всей разоренной России с начала смуты до 1616 года, когда Лисовский погиб или умер. Доходили они и до Нижнего Новгорода и в 1608, и в 1609 годах, но всякий раз получали достойный отпор. Свидетельствует о том и название села Ляхово, будто бы данное в память о сражении с ляхами возле него.  

Памятник Боборыкину только-только открыт: 24 сентября 2012 года при великом скоплении народа он освящен церковными иерархами. Теперь даже самый ленивый и нелюбопытный подросток подойдет к конной скульптуре, привлеченный ее величием, и прочтет о славном воеводе. Другой, более знающий, возьмет книгу и прочтет о великой Смуте, поразившей, как чума, Россию и народ, очнувшийся лишь после известий о поругании православной веры польскими интервентами. Ведь недаром впереди войска Минина и Пожарского несли икону Казанской Божьей Матери, обретенную в 1579году, то есть всего лишь 33 года назад. Цифра 33 сакральна – именно столько лет прожил Христос.


Кинешма – это (по количеству населения) наш Арзамас. Каждый обожает свою малую родину, но есть признанные природные украшения для того или иного города. Такие, как большая вода (река, море, озеро), скалы или таежный лес. Волга, вдоль которой на 14 километров протянулась Кинешма, несомненно, ценное ожерелье. Конечно, порт Кинешемский захирел, как и все порты на Волге, так как объемы перевозок резко сократились из-за 3-4 кратного сокращения промышленного производства, характерного, впрочем, для всей современной России. Кинешма, однако, не полностью растеряла свой промышленный потенциал: до сих пор работают Дмитриевский химический завод, «Автоагрегат», «Поликор», прядильно-швейный комбинат «Томна», в профилактории которого мы ночевали, ужинали и завтракали.

Кроме Мининского ополчения, есть, очевидно, много связующих нитей между Нижним Новгородом и Кинешмой, но есть одна очень зримая в буквальном понимании. Нижегородский губернский архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795-1841), оформивший, по сути, своими зданиями центр Нижнего Новгорода (большинство живы до сих пор), спроектировал и построил (1838) для Кинешмы величественный в стиле ампир Троицкий собор, который вместе с колокольней и Спасской церковью образуют красивейший Соборный комплекс. Кстати, если уж мы заговорили об архитектуре, то в самую пору вспомнить братьев Весниных Леониде (1880-1933), Викторе (1882-1950) и Александре (1883-1959). Старший из них Леонид, родился в Нижнем Новгороде, потом семья переехала в Юрьевец, где родились два его брата. Начало их архитектурной деятельности приходится на 10-ые годы XX века в Нижнем Новгороде, где они спроектировали и построили два известнейших здания: дом Д.В.Сироткина и пароходной компании «Волга». Потом их пригласили в Москву, которую они значительно украсили своими творениями.

Есть один характерный и качественный показатель степени развития того или иного города. Это питьевая вода, поставляемая жителям. Вода в кране домов Кинешмы плохая. С запахом и неприятным вкусом. Наверное, кинешемцам неприятно будет это читать, но факт есть факт.

Концерт же наш и тут прошел на «ура»!


В Кинешме, удаленной от громадных водохранилищ, стоит настоящая зима, лежит снег, утром морозно и солнечно.

Прекрасная в своей старинной красе, сохранившей эстетическую неповторимость с позапрошлого века, главная площадь задержала нас при отъезде на полчаса. Двухэтажные особняки купцов, нарядно побеленные, храмы, часовни - её архитектурная суть. Такими и должны быть центры русских городков, один вид которых уже несет огромное историческое и культурное в своей наглядности и своеобразии значение. Нельзя во всем следовать Западу, нельзя втыкать в древнюю застройку безликие прямоугольники из стекла и бетона.

Мы фотографировались у памятника Ф.Боборыкину, шутили, смеялись. К нам подходили прохожие, спрашивали: кто мы и откуда. И очень приятно было отвечать на вопросы.

                                      2 день

Следующий пункт – Кострома. До неё 2,5 часа дороги. Глядеть в автобусное окно – значит навлекать боль душе. Полуразрушенные церкви с погостами, а рядом ни единого домика. Значит, три-четыре десятка лет назад здесь была деревня, жили крестьяне, рожали детей, растили хлеб, учились и в школе и на поле, трудились на фермах. Вспомнился документальный фильм о ненцах на Ямале, недавно показанный по TV. Ненцы-кочевники и пастухи стад северных оленей не отпускают детей в городские школы Салехарда. Они говорят: «Город сделает из них бездельников, болтунов, оторвет их навсегда от тундры. Кому передавать свои знания и умения? Кто нас, постаревших, будет кормить?». Вспомнился какой-то французский ученый, «открывший», что папуасы в своем невежестве счастливы. Вспомнился Никита Хрущев, мечтавший приблизить сельский труд к городскому, «чистому», так сказать. Приблизили! Результат на заросших сорняком брошенных полях, в разбитых фермах и жилых домах. Вместе с крестьянами ушла из этих мест и русская культура. Ушла не только из села, но из города. Уходит из России национальная русская культура, которая состоит не только и не столько в знании дат знаменательных событий, слов народных песен и па в танцах, а в умении трудиться и молиться, соблюдать посты, в жедании помогать соседям, в самоотречении во имя нечто высоко духовного и душевного…


И хотя в Костроме я бывал не раз, но сейчас она понравилась особо. Причиной тому выгодное для неё сравнение с Нижним Новгородом, бесповоротно потерявшим свое лицо. В Костроме нет разрушенных и горелых, ожидающих сноса домов на улицах, нет бесконечных синих заборов из профнастила. Деревянные, 2-х этажные дома и на второстепенных улицах покрашены, ухожены. Прекрасны торговые ряды в центре города. Тут и Большие, и малые мучные, и Красные ряды, а также масляные, овощные, пряничные, мелочные, рыбные, Своей протяженностью и красотой они поражают воображение, и никакая современная постройка не поспорит красотой с ними. Ряды очень напоминают анфилады западноевропейских магазинов, витрины которых как бы вдавлены в здание, чтобы покупателей не замочил внезапный дождь, или снег не попал за шиворот.

Самый теплый прием – это Кострома. Разместили нас по-царски: в пансионате «Волжский Прибой», что находится в лесу и, одновременно, на берегу Волги. Прекрасные номера, прекрасного качества питьевая вода. Разместились, отобедали и на экскурсию в Ипатьевский монастырь – символ российской государственности. На костромских землях была издавна вотчина бояр Романовых, в Ипатьевском монастыре  укрывался от польских банд со своей матерью будущий царь Михаил, именно сюда пришло посольство из Москвы в феврале 1613 года, чтобы звать молодого Михаила Романова на царский престол, с него и пошла династия Романовых. За свою жизнь мне часто приходилось бывать на экскурсиях, и, если откровенно сказать, то мало, что запоминалось на долгие годы. Сложен и малообъясним процесс усвоения услышанного. Тут нужно и особое состояние души, и талант рассказчика, и гармонизация слов и мыслей. Когда-то в стенах Троицкого собора, где венчался на царство Михаил, мне запомнилось, что роспись в храмах должна быть столь плотной, чтобы ни единый клочок стен не оставался не закрашенным. В этот раз засел в памяти тот факт, что Ипатьевский монастырь своим возвышением в 16 веке обязан боярским родам Сабуровых и Годуновых, здесь и находится их усыпальница. Следовательно, монастырь, ныне действующий, является святыней 2-х царских родов – Годуновых и Романовых. Монастырь знаменит ещё тем, что в его книгохранилищах Николай Карамзин нашел древнерусскую летопись, ставшую затем известной на весь мир под названием Ипатьевской.


Наши юные участники акции ходили по Троицкому храму, буквально раскрыв рот. По всему чувствовалось, что большинство из них редкие гости в церквях. Великолепие убранства, горящие свечи и лампады, создающие вполне сакральную и таинственную атмосферу, блеск окладов икон, бездонная высота купола заставляла их притихнуть и ходить чуть ли не на цыпочках. Трудно сказать, как легли им на душу слова экскурсовода о том, что Богородица – мать всех верующих, а Господь наш, Иисус Христос есть строгий судья мира, но верно что-то вечное легло на  душу. Недаром, три девчонки, давая интервью нашей съемочной группе уже в Москве и отвечая на вопрос, что больше всего запомнилось по движению нашего маршрута, отвечали, что более всего впечатлили храмы. Жаль, что на православно религиозные истоки зарождения народного движения Минина и Пожарского во славу России мало обращают внимания современные историки. Я имею в виду явление Сергия Радонежского Минину. Мы все говорим о его гражданском порыве, а не о религиозном, так как Россия на тот момент оставалась единственным в мире свободным православным государством. Византия и все её составные части, исповедующие православие были покорены Оттоманской империей. Русская идея, воплощенная в концепции «Москва – третий Рим», могла умереть едва зародившись с времен Ивана III, женатого на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога. На этой византийской почве, перенесенной в Москву, должны были укрепиться корни Святой Руси, в процветании которой собственно и состоит русская идея, непосредственно связанная с укреплением в народе высоких чувств народа-богоносца.

И это высокое свое назначение русский народ прекрасно проявил и в дни, когда объединялся в полки народного ополчения Минина и Пожарского, и в дни сопротивления наполеоновскому и гитлеровскому нашествиям. И во всех случаях проявлен был именно православный дух. Вспомним Константина Леонтьева, великого русского мыслителя XIX века, сказавшего так: «Но стоило только поляку войти в шапке в церковь или оказать малейшее неуважение к Православию, как немедленно распалялся русский патриотизм до страсти». Это его анализ истоков создания народного ополчения Минина. Или о приходе французов на русскую землю в 1812 году. Леонтьев отмечает, что крестьяне «грабили помещичьи усадьбы, бунтовали против дворян, брали от французов деньги… Но как только увидали люди, что французы обдирают иконы и ставят в наших храмах лошадей, так народ ожесточился, и все приняло иной оборот». Известно, что и отказ Сталина от оголтелого атеизма позволил войне с фашизмом «принять иной оборот» ...


Концерт состоялся в только что отремонтированном областном дворце творчества детей и молодежи. В его стенах перед началом представления нижегородские кадеты, упомянутые выше, встретились с воспитанниками Костромского кадетского корпуса имени Государя и Великого князя Михаила Федоровича. Форма костромских кадетов сшита по старым выкройкам и в цветовой гамме кадетов времен Императора Александра III. Красные погоны, красный ремень, красные обшлага рукавов, небольшие из черного каракуля шапочки. Нижегородские кадеты выглядели поскромнее – на них обычный солдатский камуфляж. Кадеты двух городов в присутствии пишущей братии обменялись своими впечатлениями о военной своей учебе, о достижениях. В зимние каникулы, например, нижегородские воспитанники кадетской школы-интерната и молодежных военно-патриотических объединений совершили в честь 400-летия народного ополчения Минина и Пожарского лыжный переход по маршруту Балахна – Иваново – Ярославль - Переславль-Залесский – Москва - Владимир – Балахна – Нижний Новгород, десятую часть его (из 1300км.) прошли на лыжах. Наши кадеты участвовали также в 7-ом (20мая) открытом велопробеге «Дорога Минина» длиной в 62 км. Трасса маршрута пролегла от площади Народного единства в Нижнем Новгороде до памятника Минину в Балахне. Среди кадетов, как с нашей стороны, так и с костромской, как выяснилось в разговоре, есть спортсмены, имеющие мужские разряды по боксу, спортивному ориентированию и другим видам. Молодцы! Появляется твердая убежденность, что кадеты – станут  теми офицерами, для которых в профессии основным мотивом станет любовь к Родине, а, следовательно, зрячая и осознанная защита её, какой бы оболганной и поруганной она не была в тот или иной момент истории своей. Ведь это о нынешней России пророчески говорил 100 лет назад Василий Розанов: «Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно, когда она слаба, мала, унижена».


                                               3 день

Многолетние участники нашей акции рассказывали, что  первые акции по маршруту Минина проходили в сопровождении машин ДПС. На 12 год всё стало проще (сопровождения нет), хотя с нами по-прежнему и дети. Но где сейчас нет детей?

Кострома встретила радушно, но проводы на утро 2 ноября затянулись отнюдь не по причине городских властей. После моста через Волгу наши два видных и громадных автобуса задержал патруль ГИБДД (так и хочется сказать кратко ГАИ). Минут 10 проверяли полицейские (так и хочется сказать милиционеры) наши документы. Потом на выезде из Костромы у стационарного поста нашим водителям пришлось ещё раз остановиться и пройти в теплое помещение поста ГИБДД, чтобы доказать, что мы едем в Москву не на «Марш миллионов», который будет проведен на Болотной площади 4 ноября. Ещё 10 минут задержки. Конечно, дело не в минутах, дело в боязни власти более-менее организованных групп народа. Ну, как в столицу приедут 110 человек в поддержку националистов, выступающих против дерусификации России по причине неконтролируемой миграции из Средней Азии и Закавказья? Несомненно, были звонки в Москву на предмет: кто нас ждет, и зачем мы едем? И только убедившись, что мы едем с культурно-патриотическими целями, а не с политическими, нам дали добро.

В Ярославле, как и в Костроме, легкий, минус пять, морозец. На площади имени Федора Волкова возле театра, основанного им в 1750 году, к нам в автобус села бойкая экскурсовод Ольга. Она с ходу стала рассказывать об основателе первой русской драматической труппы и первого общедоступного театра, о его судьбе, о ранней смерти из-за простуды, связанной с театральными делами. Волков был, говоря по-современному, и художественным руководителем, и драматургом, и художником театральных декораций, а также писал иконы. Пьес его не сохранилось, в народной памяти остался лишь стих-эпиграмма на одного чиновника:

         Всадника хвалят: хорош молодец,

         Хвалят другие: хорош жеребец.

         Полно, не спорьте: и конь, и детина

         Оба красивы, и оба скотина.


В Ярославле (основан в 1010г.) нет такого прекрасного Кремля, как в Нижнем Новгороде, но Спасо-Преображенский монастырь, построенный как крепость, многие называют кремлем. Длина стен его 820 метров, тогда как Нижегородский Кремль по периметру имеет 2045 метров. В «смутном» 1609 году монастырь выдержал 22 дневную осаду польских банд Лисовского, а в 1612 году радушно принял войско Минина и Пожарского, идущее из Нижнего Новгорода. Летопись гласит: «Ярославцы же их прияша с великой честью и приноша дары многие. Они же не взяша у них ничево и, быв в Ярославле, начаша промышляти, како бы им итти под Московское государство на очищение». Здесь укрепившись ратниками и пушками и другим вооружением, 27 июля 20-ти тысячное войско Минина и Пожарского покинуло гостеприимный город и пошло освобождать Москву.

Культурная же программа этого года в Ярославле была на редкость скудной: нам не предоставили даже места для проведения концерта. Официальная часть ограничилась лишь возложением цветов от нашей делегации к небольшой часовне Казанской Божьей Матери, сооруженной недавно в честь ополчения Минина и Пожарского на берегу речки Которосль. Да издали показали храм Иоанна Предтечи, что на другом берегу той же реки напротив часовни. Именно эта церковь изображена на 1000 рублевой купюре вместе со скульптурой Ярослава Мудрого, которую ярославцы фамильярно зовут «мужик с тортом» потому, что макет монастыря в его руках издали похож на праздничное кулинарное изделие.

В занесенном снегом Спасо-Преображенском монастыре мы узнали или вспомнили (кто как) важнейшие исторические сведения. Прежде всего, нам показали палаты бывшей монастырской библиотеки, где обер-прокурор Священного Синода граф А.И. Мусин-Пушкин нашел в 1792году некий «Хронограф» под №326. В нем (о чудо) «Слово о полку Игореве», памятник древнерусской литературы конца 12 века, который Мусин -Пушкин издает в 1800 году. Неизвестный автор донес до наших дней основную патриотическую идею поэмы: в единении русских княжеств залог непобедимости  Руси, как государства. Можно только поразиться пророчеству этого мыслителя 12 века: через 40 лет началось нашествие монгольских полчищ Чингиз-хана на раздробленные русские княжества. Итог известен – 250 лет ига. За то потом русские княжества накрепко объединились (их принудили объединиться московские великие князья) в сильное государство и это был один из немногих случаев, если не единственный, в истории России, когда печальный опыт истории был учтен на практике, а не на словах.


Услышали мы уникальный концерт колокольной музыки. Уточняю: не колокольный звон, а музыку, которую нам наиграл звонарь Андрей, по словам гида, лучший в России. Русский мужик небольшого роста, в ушанке и громадных чёсанках, с красными пальцами рук от постоянной игры на морозе, и абсолютным музыкальным слухом. И таким может быть русский человек.

В сувенирной лавке в том же монастыре гид рассказала нам поучительную и трогательную историю о ярославских… котах. Да, да, да! Когда в Ленинграде во время блокады умирало от голода и холода по 1000 человек в сутки, выяснилось, что одним из главных врагов людей стали голодные крысы, что нагло нападали на ослабших горожан. Тогда провели настоящую войсковую спецоперацию. Ярославль, кроме всего прочего, прославился в России особой породой котов (и кошек) крысоловов. И вот по команде «свирепых» коммунистов отловили два железнодорожных вагона ярославских крысоловов и отправили в блокадный город, перегрузив в автомашины, по «дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера. В Ленинграде их не просто выпустили на улицу, а отдавали в семьи, в руки голодных горожан. Коты быстро выполнили порученное им дело: тысячи ленинградцев были спасены в годы войны от крыс. Котам же за подвиг был установлен памятник на Невском проспекте. Да, и ярославцы не отстают в деле возвеличивания домашних любимцев, наладив промысел по изготовлению из майолики (красной обожженной глины) нарядных котов с загнутыми хвостами.

В чем же нравоучительность этой истории? В том, что во взаимоотношениях между народом и властью нет мелких и незначительных вопросов. Для народа любой приятный пустячок от власти приятен! Он его запоминает надолго и передает, как пример, детям. Вот один из них. По мере восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны Сталин ежегодно снижал цены на продовольственные товары. Может быть, на 5 или 10 копеек, но снижал, и об этом помнят до сих пор. Потому он и был отцом для народа. Вот и кошки – вроде бы мелочь на фоне тех мировых проблем, на фоне - выжить или нет Руси в кровавой схватке с фашизмом. Но кто-то думал о народе и подсказывал власти способы решения той или иной проблемы, а власть организовывала выполнение. Хорошие люди всегда найдутся, ты только объясни им величие поставленной задачи…


Центр Ярославля так же, как и в Костроме, свободен от современных высотных «новоделов».  Церкви в основном 17 века, когда торговля с Западом, шла через Ярославль и Архангельск – единственный порт России на то время. Ярославские купцы, богатея, украшали город на свои деньги, строя церкви, особняки, приюты, богадельни. Эти сооружения до сих пор гордость Ярославля, именно они поспособствовали включению города в «Золотое кольцо» России. Справедливости ради, надо сказать, что не все современные олигархи России бездушны в любви к родине и активно финансируют западную экономику, как Мордашов сталелитейную промышленность США, или другие, покупая футбольные, баскетбольные клубы за рубежом. Предприниматель Тырышкин на свои пожертвования (2млрд.80млн. руб.) построил огромный Успенский собор на стрелке Волги и Которосли. Это его третий храм, построенный в России: первый в Переславле-Залесском, второй – в Рыбинске, и вот третий. Если бы все, кто получил собственность в лихие 90-ые годы, поступал бы также и строил бы не только церкви, но и оборонные заводы, то Россия была бы не в 5-ом или 6-ом десятке промышленно развитых стран, а первом…

Наша делегация отобедала в ресторане, что рядом с речным вокзалом на берегу Волги и отправилась в Ростов Великий. 58 километров промчались, наверное, за час. Город – ровесник русской государственности, которой в 2012 году исполнилось 1150 лет. Ещё одна знаменательная дата этого года Истории. Только я что-то не знаю, чтобы в честь этой немалой даты установили какой-нибудь памятный знак, уж не говоря о памятнике, подобно тому, что был сооружен в Новгороде Великом в честь 1000-летия России.   

Немеркнущая старина Руси так плотно посажена в Ростове, и так тесно связана с православием, что лишний раз осознаешь насколько велико его значение для России. Ростовский Кремль – это так же, как в Ярославле, не кремль в административном смысле, то есть центр, где сосредоточены органы управления районом, областью, Россией. Название дано, видимо, с времени нахождения в его строящихся стенах резиденции митрополита (1589-1788). Все башни «Кремля», церкви, терема, палаты построены в эти 200лет митрополичьей эпохи.


Обо всех красотах Ростова можно прочитать в справочниках и путеводителях: Ростов – один из пунктов «Золотого кольца» России. Я же остановлюсь на производстве финифти. Прежде всего, как красиво это древнерусское слово «финифть», почему-то сразу же вспоминается финист – ясный сокол. Может быть, и есть какая-то связь между ними. Нам, ярым поклонникам западным образцам, в том числе и языковым, ближе оказалось французское слово «эмаль», хотя смысл один и тот же. Суть изготовления на первый взгляд проста: определенным составом, непременно включающим кремнезем (речной песок, если по-простому) заполняют металлическую основу (выемку, перегородку, пространство между лентами или сканью) и помещают в печь, где масса расплавляется до стеклообразного состояния. Искусство финифти пошло из Византии, где тамошние мастера достигли высочайшего мастерства, от них оно перешло на Русь вместе с православием. Впервые эмаль использовалась именно для украшения церковной утвари и облачений высших иерархов. Скорее всего, именно русские стали применять роспись по финифти специальными жаропрочными красками.

В Ростове есть фабрика «Русская финифть» и музей, расположенный в кремле. Есть сувенирная лавка при музее, но точнее её надо называть ювелирной, так как изделия с финифтью стоят очень больших денег, тем более, если в качестве основы используется золото, а не бронза или латунь. Среди ювелиров всего мира ценятся только изделия с русской, грузинской, французской и китайской эмалями.

Концерт наших участников акции прошел в местном Дворце культуры, вход у которой стилизован под полукруглую ротонду с арочными перекрытиями вверху колонн. Приятно, что было много детей с бабушками и дедушками. Вот так и нужно передавать традиции, и очень тревожны все чаще появляющиеся факты, когда современные мамаши не доверяют своих детей бабушкам, считая их ретроградами, и предпочитают коллективное воспитание в детских садах…

И снова в путь. Следующий пункт – Сергиев Посад, а в нем Старо-лаврская гостиница, основанная ещё в 1822 году. Сейчас в ней 89 комфортабельных номера, надежно обеспечивающие уют, красоту, благолепие: на большом столе в номере «Закон Божий», на прикроватной тумбочке «Библия» и «Жития Святых». В правом углу икона Святых Сергия и Серафима Саровского с вечно горящей лампадкой. Однако эти номера – не кельи, здесь душевые кабины в каждом номере, фен, шампунь, мыло, отличные махровые полотенца с логотипом гостиницы.


При въезде в Сергиев Посад роль экскурсовода  взяла на себя директор Сергиево-посадского культурно делового центра Наталья Петровна Смирнова, которая была также участницей нашей акции. Слово «деловой» в названии центра явно затесалось случайно или по трафарету. Скорее, судя по рассказам Смирновой, это центр по обучению русским традициям и ремеслам. Здесь скоро будет представлена инсценировка сказки Константина Николаевича Леонтьева «Дитя души». Биография же его мне очень интересна.

                                               4 день

Как легко в наше время отличить истинно верующего человека от необязательного на слово либерала. Я с Натальей Смирновой договорился на утро встретиться, чтобы посетить могилу К.Н.Леонтьева (1831-1891) в Гефсиманском скиту. Времени было в обрез, так как в половине 10 утра нам предстояло отбыть в Москву. Мы ещё сидели за столами, завтракая, когда Смирнова появилась в дверях трапезной. Я оставил свою еду, наскоро прочитал благодарственную молитву за угощение и поспешил к выходу.

Гефсиманского скита, как такового, после многих лет советского гонения на церковь сейчас нет. Восстановлен лишь, так называемый «Черниговский монастырь», на который перешло название Гефсиманский, хотя и название «Черниговский скит» тоже имеет хождение. Если кто-то думает, что скит – это маленькая пещера или каморка, тот ошибается. Такими они были лишь во времена Преподобного Сергия, основателя Лавры. Сейчас здесь огромный монастырь, окруженный со всех сторон крепостными стенами, как Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Высоченная краснокирпичная надвратная колокольня с крутыми ступеньками, прекрасная, выдержанная в том же архитектурном стиле церковь Черниговской Божьей Матери. Рядом, чуть повыше её, у крепостной стены приютилось кладбище с редкими могилами, так как здесь перезахоронены чудом сохранившиеся останки святых мучеников и мирских покойных после осквернения в 1921 году.


Я сделал несколько снимков могил Константина Леонтьева и Василия Розанова, местонахождение которых восстановил Михаил Михайлович Пришвин, когда жил в Сергиевом Посаде. Потом я и добровольный мой гид прошли в церковь Черниговской Богоматери, где поклонились мощам Святого Варнавы (1831-1906, имя в переводе - «сын утешения»), бывшего здесь старцем-схимонахом. Каждый день к нему приходило на поклон и разговор 500 и более человек. Был у него в 1905году и царь Николай II, которому старец предсказал мученическую смерть. Старец-утешитель, так звали его в народе, предсказал и будущие гонения на церковь, а затем их возрождение: «И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет». Не живем ли мы во время расцвета церкви?..

И вновь автобус, и конечный пункт нашего маршрута – златоглавая Москва. Первая остановка в северо-восточной части Москвы – управа Ростокино. Конечно, никаких управ во времена Минина и Пожарского здесь не было, а было село с таким же названием, у которого народное ополчение на 2 дня (19-20 августа 1612 года) остановилось на отдых перед решающим маршем на Китай город. Здесь на огромной лужайке перед Дмитровским шоссе мы стали участниками митинга и процедуры открытия памятника в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Ведущей была Анна Шатилова. К великому сожалению нашего руководителя В.И.Блинкова не пригласили на сцену вместе с другими почетными и административными лицами. Не отметила Шатилова и наше здесь присутствие. Жаль.

Дул сильный юго-западный ветер, а он, как известно, для северного человека хуже, чем родной сиверок, приносящий ясную морозную погоду. Холодный дождь не давал сосредоточиться на главном. Проникающая сырость нагло лезла в любую щель в складках одежды и вызывала дрожь. На церемонии, видимо из-за плохой погоды, не было ни мэра Москвы, ни его замов. Порадовало присутствие на митинге директора института российской истории РАН Андрея Сахарова, да молодые люди (студенты) в облачении дружинников старой Руси охотно рассказывали о своих исторических изысканиях и собственно ручном изготовлении кольчуг, мечей, сабель, шлемов. Эти парни успокаивали растревоженную от невнимания москвичей душу.


Памятник в честь освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского напоминал узкую цилиндрическую часовню, только вершина его была увенчана не православным крестом, а государственным гербом. Круговой горельеф был, однако, хорош: здесь были и Минин, и Пожарский, и святитель Гермоген, призывающий к защите православной Руси.

На Красной площади, продуваемой насквозь сырым ветром из-за Москвы-реки, мы построились в колонну, и подошли к знаменитому памятнику Мартоса. Возле него уже стояли четыре солдата с двумя прекрасными венками из красных гвоздик с каймой из белых и алой лентой с белыми буквами посвящения героям нижегородского ополчения. При нашем подходе они выдвинулись из ограды памятника Минину и Пожарскому и встали впереди нас и присоединившихся к нам чиновникам из мэрии и представителей нижегородского землячества в Москве. Начальник караула взял под козырек, и наши лица посерьезнели и чуть-чуть осунулись, будто мы устали, пройдя пешком по воинскому пути вместе с Мининым и Пожарским. Воинский караул возложил два венка к подножию памятника, а потом мы следом за ними прошли к гранитному постаменту и каждый положил на него по две алых гвоздики. Вся процедура была скромна и в то же время очень торжественна. Порой ловишь себя на мысли, что чем меньше помпы, тем более результативен результат.

Какие-то лихие иностранцы, одетые в цирковые костюмы клоуна Олега Попова, грассируя и немыслимо ломая русские слова, спрашивали нас, кто мы и откуда. Видимо, они хотели похвастаться перед нами глубоким знанием русского языка и сделать нам презент своим интересом. Может быть, это были поляки, пришедшие посмотреть, как русские празднуют изгнание их предков из Москвы. Ведь в год (2005) утверждения 4 ноября государственным праздником польское правительство послало в Россию ноту, чтобы в названии праздника не было слов об изгнании польских интервентов.

Наша акция «Алтарь Отечества» стала, по сути, инициатором восстановления праздника Казанской иконы Божией Матери, введенного ещё царем Алексеем Михайловичем с 22 октября (по старому стилю) 1649 года в честь подвига Нижегородского ополчения. Либеральное наше правительство после 1991 года мучилось, не зная, что же делать с праздником Октябрьской революции днем 7 ноября. Отменять боялось, а называть его по-старому стеснялось. Вместо двух дней оставили только один и назвали его днем согласия и примирения. Кого с кем?  Либералов и коммунистов? – Оставалось это загадкой, что вызвало в народе волну насмешек и анекдотов. И вот в 2003 году после возложения цветов к памятнику Минину и Пожарскому участники акции «Алтарь Отечества» обратились к руководству нижегородского землячества в Москве и мэрии с идеей восстановления праздника в день Казанской иконы Божией Матери. Через год (16.12.04г.) Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы», одной из которых предусматривалось введение Дня народного единства. Кстати, новый красный день календаря содержит в себе ключевое слово из призыва Кузьмы Минина: «Купно за едино» («Вместе за одно»). Так возник и праздник, и название его.


Съемочная наша группа трудилась на славу. Брала интервью у руководителя акции Владимира Игоревича Блинкова, идеолога нашего патриотического движения писателя Валерия Анатольевича Шамшурина, фотохудожника Владимира Александровича Алексеева, председателя нижегородского землячества в Москве Виктора Александровича Карпочева. Прекрасно и символично давать интервью на фоне собора Василия Блаженного на Красной площади столицы. Однако сколько нервов, хлопот, времени на различные согласования надо потратить, чтобы 12 раз подряд повторить путь ополчения нижегородского ополчения. Трудно быть патриотом в современной России, как бы странно и вызывающе это не звучало. Это и проверка документов на везде из Костромы.

Вот ещё один штрих. Мы только что отошли от памятника Минину и Пожарскому после возложения цветов и фотографирования, как к нашему оператору съемок подошли два дюжих молодца и грубо, с недобрым выражением на лицах спросили: «Вы долго ещё будете снимать? Закругляйтесь!» И это в предпраздничный день 3 ноября. Помнится, был лет 10 назад даже указ о запрете съемок на Красной площади без специального разрешения. Он вызвал также волну народных насмешек, и действие его спустили на тормозах, но, видимо, не отменили.

Наш заключительный концерт прошел в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой на улице Барклая де Толли. Громадный зал, заполненный в основном пожилыми людьми, среди которых выделялись наши юные участники акции и солдаты из президентского полка. Солдатами назвать их как-то даже неловко, так они были красивы и ухожены, хотя форма, надо сказать, была несколько мрачновата: сине-черный китель, сине-черные брюки и темно-серая рубашка. Это из них составляют почетные караулы при встречах официальных зарубежных лиц и других мероприятиях.


В холле зрителям дарили богато иллюстрированную книгу, содержательно рассказывающую о всех 12 лет нашей патриотической акции «Нижний Новгород – Москва. Ратной дорогой народного ополчения 1612 года». Авторы Валерий Шамшурин и Владимир Алексеев надписывали её всем желающим. В концерте участвовали и московские артисты, некоторым образом соревнующиеся с нижегородцами. Только такое творческое противостояние достойно одобрения. В завершении при исполнении гимна Нижегородского ополчения в исполнении Андрея Куклева, Валерия Агапова и Алексея Трофимова в зале все встали и аплодисментами приветствовали патриотов России. Ими были все, кто присутствовал в зале.   

«Мы Божией милостью народ!»

                                     5 день

Очень хорошо, что руководители нашей акции предусмотрели посещение Третьяковской галереи, правильно рассудив, что многие юные участники из малых городков Нижегородской области не бывали в ней. Ведь политическая несвобода в советской России сменилась экономической, когда найти 10-15 тысяч рублей на поездку в Москву с детьми и поход в Третьяковку многим небогатым россиянам не под силу. Культурное воспитание своих детей большинство даже состоятельных граждан откладывает «на потом», когда уже становится поздно. А ведь русские по духу художники, в том числе и Левитан, и Айвазовский, и Куинджи, прославили культуру России, значит, и русскую цивилизацию, непохожую ни на одну другую. Русское и советское искусство – это, пожалуй, единственное, что ещё осталось в России предметом гордости и славы. Знают в мире Поленова, Серова, Коровина, Кустодиева, Ойстраха, Нуриева, Павлову, Шаляпина, Хворостовского, Михаила и Антона Чехова, Льва Толстого и Достоевского.   

К Лужкову мосту, который выходит на Болотную (бывшую площадь Репина – зачем заменили название?), а на него выходит, в свою очередь, Лаврушинский переулок струится поток москвичей, спешащих на «Марш миллионов». На мосту наряд полицейских, не пускающий потенциальных митингующих на Болотную. Их направляют на Малый Каменный мост, а там … Там неизвестно что.


Когда мы через полтора часа вышли из Третьяковской галереи и поехали по Малому, а потом Большому Москворецким мостам, то увидели, что на Болотной площади совсем мало народа. Выделялись лишь машины спецназначения, да безмолвный и бронзовый Илья Репин. Люди же шли. Куда они делись? Загадка.

Обедали мы в украинской корчме на Моховой, дом 8. Напротив неповторимый по красоте Пашков дом, творение архитектора Баженова, рядом с ним старинный особняк начала XIX века, в котором сейчас галерея художника А.Шилова. Фасады этих особняков гордо глядят на башни Кремля, на Москву-реку, на прекрасную лужайку Александровского сада.

«Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

В дороге в родные пенаты мы много пели, грустили и тайно надеялись, что продолжение последует. Так ли? Не знает, наверное, никто. Жизнь меняется быстрее, чем мы к ней привыкаем. Это плохо, но это так.

Когда я и еще несколько «ополченцев» выходили из автобуса у Московского вокзала в Нижнем Новгороде, вслед нам грянуло: «А дома, дома пирожки/ и много, много молока…».

А на глазах навернулись слезы.   

 

                                     Михаил Чижов

                                               Нижний Новгород, 4 ноября 2012г.

 

Комментарии  

 
# людмила 26.11.2012 18:06
М,ихаил Павлович , очень понравился очерк о походе,отлично!
 
 
# sinn 31.12.2012 04:49
Очерк интересен и познавателен, написан сочным языком мастера. По сути. Такие инициативы снизу говорят, что жива еще Русь. Но вот с пособны ли они противостоять валу разрушения, оплаченному миллиардами золота, брошенного против Руси?
 
 
# Михаил Чижов 25.01.2013 07:32
Спасибо за оценку. А.Проханов надеется, что Русь перепорхнёт черную дыру, отделяющую нас от четвертой, красной сталинской империи. Под цифрой 4 имеется в виду следующая за имперской, царской империи "Москва- третий Рим". Лично я в политическом плане не надеюсь, но при глобальном природном катаклизме, Русь по причине большой территории сохранится и тогда возможен её новый взлет.
Михаил Чижов
 
 
# Антон Лукин 12.11.2013 12:44
Здравствуйте, Михаил Павлович!
Очерк о прошлой поездки описали очень интересно. Приятно, что вместе с Вами ездил и мой земляк, замечательный парень и артист, Андрей Куклев.
С наилучшими пожеланиями,
Антон Лукин.