Содержание |
---|
К истокам России |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Страница 7 |
Страница 8 |
Страница 9 |
Страница 10 |
Страница 11 |
Страница 12 |
Все страницы |
«В дороге к родным пенатам мы много пели, грустили и тайно надеялись, что продолжение последует. Так ли? Не знает, наверное, никто. Жизнь меняется быстрее, чем мы к ней привыкаем. Это плохо, но это так.
Когда я и еще несколько «ополченцев» выходили из автобуса у Московского вокзала в Нижнем Новгороде, вслед нам грянуло: «А дома, дома пирожки/ и много, много молока…».
И на глазах навернулись слезы».
Такими словами заканчивался мой очерк о 12-ой экспедиции «Алтаря Отечества» по маршруту ополчения гражданина Минина и князя Пожарского, 400-летие которого мы отмечали в прошлом году. Наши сомнения и тревоги исходили из печальных для русской культуры современных капиталистических реалий, когда выделение финансов для проведения подобных акций почти полностью находится в руках спонсоров, а не бюджета. Отстегнет спонсор от своих прибылей, кстати, нажитых на наших с вами, дорогой читатель, налогах – культурно-просветительской акции быть. Не отстегнет – в процессе воспитания патриотизма у молодых людей наступает спад. Но не будем более о грустном. Деньги на акцию в более укороченном виде все же нашлись.
История русская богата, и каждый год несет новые памятные и юбилейные даты. Так и 2013 год отмечен 1150-летием создания святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием глаголицы (славянского алфавита) и кириллицы, ставшей в 1708 году основой для русского шрифта. Великим достоинством русской азбуки (по моему мнению) является однозначное соответствие между фонемой и буквой. Это достоинство особенно ощутимо, если взять, к примеру, английский язык, где правописание некоторых слов приходится просто-напросто заучивать, как китайские иероглифы, из-за несоответствия звуков букве. Однако оставим лингвистику в покое.
Так, 2013 год памятен нам и как год 1025-летия крещения Руси, хотя можно спорить о достоинствах этого события, так как Русь, бывшая до киевского князя Владимира языческой, была отнюдь не отсталой. Мы сейчас, разумеется, не будем говорить в сослагательном наклонении, что было бы останься Русь языческой. История зафиксировала, что византийское православие, почерпнутое Русью с благодарностью, оказалось настолько мощной скрепой в деле создания Русской государственности, что заслуга его не требует никаких дополнительных доказательств.
Тринадцатый год XXI века запомнится нам и как год 400-летия дома Романовых, но особых торжеств по этому поводу в юбилейный для самодержавия год никто и не заметил. Посетил, правду сказать, Нижний Новгород председатель российской монархической партии из Москвы, пришли посмотреть на него человек 20, тем дело и кончилось.
Главное, что жив русский дух, жива патриотическая идея приобщения молодежи к истории России, жив конкурс, проводимой организацией «Алтарь Отечества», есть победители, наградой для которых стала новая поездка с названием «К истокам России». Маршрут её - Нижний Новгород – Балахна – Владимир – Суздаль – Москва - Нижний Новгород.
Итак…
День первый
Он был короток этот первый день ноября. Не потому, что поздняя осень, а потому, что программа его была непродолжительной. В 15-00 участники собрались в большом зале здания правительства Нижегородской области в Кремле, где победителям конкурса «Моя губерния» министр внутренней политики А.Н.Мигунов вручил награды. В конкурсе 6 номинаций: «Художественное слово», «Фоторепортаж», «Литературное творчество», «Патриотическая песня», «Историческое краеведение», «Прикладное творчество». Закончилось мероприятие концертом, данным самими награжденными.
Как писателя меня, прежде всего, заинтересовал молодой литератор Антон Лукин, которому нет еще и 28 лет. Мы и раньше были знакомы, но теперь времени для разговора оказалось больше, и я с удовольствием расскажу о Лукине, о пути его становления.
Родился он и вырос в селе Дивеево, в крестьянской семье. И как говорил Антуан (тот же Антон, только по-французски) де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства», так и Антон Лукин всем обязан детству. Сказкам, которые рассказывала ему бабушка, поездкам в деревню к другой бабушке, ночевкам на сеновале с рассказами «страшилок» о чертях и ведьмах, наблюдениям за яркими звездами на черном, глубоком небе, купаниям в маленькой речке со студеной водой, застольям, организуемым взрослыми на природе, русским песням. Такая тесная связь с народом и природой и стала тем рычагом, что повернул его к творчеству, а простонародный певучий язык навечно закрепился в его чуткой на красоту памяти. Антон стал «усовершенствовать» старые сказки, в них теперь могли встретиться и Буратино и Баба Яга, а Карлсон с Кощеем Бессмертным, а Свинопас Андерсена с русским колобком.
Иван Бунин так объяснил истоки русского воображения:
Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.
Потому-то рука Антона потянулась к ручке и листу бумаги, и уже в 8 лет он пытается написать самодеятельные сказки «Колючий камень», как переработку «Горячего камня» Аркадия Гайдара, «Зачем животным хвост», позднее вошедшие в первую книжку «Волшебная страна». В них нашла место и старая Кикимора, что жила, по словам бабушки, в старом заброшенном колодце, полуистлевший сруб которого лишь на несколько сантиметров выступал над землей. К нему тянуло Антона и других детей, а взрослые останавливали, боясь, как бы они не упали в колодец, придумав Кикимору.
Стихи Есенина поразили 14-тилетнего Антона в самое сердце. Особенная грусть ложится на душу, когда читаешь такое:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес, да монастырь.
В Дивеево сейчас всё именно так: и монастырь процветающий, и заброшенные поля, и некошеный сенокос. Есенин буквально заставил Антона откликнуться собственными стихами, горячими, пусть неумелыми, но подкупающими искренностью и болью.
После школы окончил техникум по специальности «правовед». В техникуме писал стихи, служил в автомобильных войсках в Курске, познакомился с местными писателями и поэтами - Детковым, Першиным, Воробьевым (заочно). Доминантой в мыслях Антона была одна, но «пламенная страсть» - писательство, и эта ранняя предопределенность замечательна и символична и радует нас, старых писателей. В 2009 году в нижегородских издательствах появляются две небольшие книжечки Антона «Волшебная страна» и «Голубоглазая», в 2010 году – «Судьба солдата» (о прадеде) и «Самый сильный в школе», в марте 2011 вышла повесть «Антошка». Лукин печатается в московских, санкт-петербургских, ставропольских, пермских и других газетах и журналах, среди них такие известные, как «Литературная газета», «Молодая гвардия», «Литературная учеба» и другие.
Замечательный рассказ «Жених из райцентра», созданный Лукиным в стиле писателей «деревенщиков», таких, как Федор Абрамов, Василий Белов, Василий Шукшин, отмечен премией имени Андрея Платонова «Умное сердце». А в 2013 году книга Лукина «Самый сильный в школе» выдвинула его в число дипломантов Всероссийской премии «Золотой Дельвиг», организуемой «Литературной газетой».
Все эти достижения говорят о том, что наш юный нижегородец вышел на всероссийский уровень, и мы желаем ему: «Так держать!»
День второй
Суббота, 2-ое ноября. В большом остывшем за ночь автобусе «Ман» нас, нижегородцев, собравшихся в 6-30 на площади перед концертным залом «Юпитер», мало. Пять человек. Потом подъезжает «девятка», из неё молодой, гибкий парень выгружает специальные музыкальные футляры, по виду которых можно без труда определить, что в них скрипка и баян. Интересное сочетание, подумалось мне, совсем, как у Петра Лещенко, того самого, что пел перед войной «Очи черные», «Чубчик», «Станочек» и другие песни шансона. Парень размещает в автобусе свою миниатюрную спутницу и инструменты, а сам уезжает, договорившись с шофером о встрече в районе Бурнаковки.
Автобус спускается по плохо освещенному Зеленскому съезду, и вот вам другой «шансон». На улице Широкой двери «Закусочной» широко распахнуты, из них льется яркий свет, в котором мелькают многочисленные тени «проголодавшихся» в семь (7) часов утра нижегородцев. Вероятно, завсегдатаи «голодали» всю ночь в этих стенах. «Новая» Россия?
К дворцу культуры Балахны мы прибыли к 8-00. Здесь к нам присоединяется основная часть победителей конкурса: певцы, танцоры, чтецы, музыканты. Краткий инструктаж и оглашение распорядка на сегодняшний день. Первая и главная часть его – освящение в церкви Рождества Христова горсти болгарской земли, взятой у памятника Кириллу и Мефодию в Софии. Затем, в Москве, на Славянской площади у подобного памятника создателям глаголицы и кириллицы, мы соединим болгарскую землю с русской, символизируя, тем самым, славянское единство. Инициатор и главный исполнитель этой акции, посвященной 1150-летию создания славянской азбуки, член Союза писателей России, поэт Александр Всеволодович Попов. Именно он, в жилах которого течет и болгарская кровь, брал в Софии землю. Он и бессменный руководитель акции «Алтарь Отечества» Владимир Игоревич Блинков закладывают её в красивый металлический тубус, на завинчивающейся крышке которого кратко выгравировано то, о чем сказано выше…
Простые контуры небольшой церкви Рождества Христова (1675г.) спокойны и величавы. В одном из приделов батюшка окропил святой водой капсулу с землей и всех нас, присутствующих при этом таинстве, пожелав счастливого пути и Божьего благоволения. Забрав по пути из пансионата «Дубки» остальных участников акции, собравшихся здесь из дальних уголков области, в том числе и Лукина, наши два автобуса немецкого производства взяли курс на Владимир.
Пока за окном мелькают осенние печальные пейзажи самое время вспомнить историю (истоки) тех мест, из которых «пошла- есть» северо-восточная Русь.
Владимиро-Суздальская земля и Нижний Новгород оказались тесно связанными в средневековой истории России. В конце Х и начале ХI веков Ростово-Суздальские земли принадлежали киевскому князю Ярославу Мудрому, основателю Ярославля. Одновременно он был и князем Великого Новгорода. Смерды, так в ту пору называли крестьян, в 1024 году, руководимые языческими волхвами, подняли первое антифеодальное восстание, обусловленное неурожаем зерновых. Они подступили к Суздалю (Суждали) и захватили общинный хлеб. На подавление восстания прибыл Ярослав Мудрый и жестоко расправился со смердами и волхвами, о чем говорится в летописях, наряду с упоминанием Суздаля. Этот год и считается годом основания города Суздаля, сыгравшего огромнейшую роль в укреплении и развитии русской государственности на северо-востоке Русской равнины. С 1093 года этими землями стал владеть внук Ярослава Мудрого - сын Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина Мономаха. Византийское православие укреплялось и распространялось по Руси не только за счет миссионерской деятельности христианских епископов, но и путем создания династических браков. Потому-то Владимир Всеволодович и получил прозвище Мономаха, от него происходит название такого символа царской власти, как «шапка Мономаха» - короны русских царей.
В 1107 году Суздаль подвергся нападению волжских болгар, для его отражения в Суздаль прибыл киевский князь Владимир Мономах, заложивший на следующий год на Клязьме город, названный в его честь Владимиром. Князь строит в Суздале первое в этих местах каменное соборное здание в честь новой православной религии. Постепенно Суздаль отнимает первенство у Ростова и становится столицей Ростово-Суздальского княжества, первым самостоятельным князем которого становится сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий, основатель Москвы.
При Юрии Долгоруком северо-восточная Русь еще более развивается и укрепляется. Наряду с Москвой закладываются и другие новые города - Переславль-Залесский, Юрьев-Польской (то есть на поле), Дмитров, Звенигород, Гороховец, Городец на Волге.
В Суздале у него рождается сын Андрей (Боголюбский), создатель новой внутренней государственной политики – единодержавия (самодержавия). Он перенес столицу из Суздаля во Владимир на Клязьме, который решил сделать общерусской столицей и затмить ею славу «матери русских городов – Киева». При нем Владимир бурно застраивается – закладывается кафедральный Успенский собор, строятся Боголюбовский замок с княжеской резиденцией на Нерли с придворным храмом Рождества Богородицы, а при впадении Нерли в Клязьму – монастырь с церковью Покрова Богородицы.
Но даже и в те далекие времена всегда находились противники единодержавия, которое им казалось слишком обременительным. Представители старой ростово-суздальской знати 29 июля 1174 года проникли во дворец Андрея Боголюбского и зверски расправились с ним. Князь-мученик канонизирован русской православной церковью в 1702 году при Петре I - первом императоре России, самодержце. В разразившейся после убийства князя Андрея междоусобной борьбе (вот одно из следствий падения единовластия) победу, к счастью для Руси, одерживает младший брат Андрея – Всеволод. Его назовут Всеволод Большое гнездо, ибо у него было 8 сыновей и 4 дочери. Святая дюжина.
Третий из его сыновей – великий князь Владимиро-Суздальский Георгий (московские историки называют его до сих пор Юрием II) закладывает в 1221 году при впадении Оки в Волгу будущий Нижний Новгород. Это первая, так сказать, связка между Суздалем и Нижним Новгородом. Сам Георгий Всеволодович погибает 4 марта 1238 года на реке Сити (место затоплено Рыбинским водохранилищем) в сражении с татаро-монгольскими захватчиками.
Следующая связка образовалась уже в XIV веке после смерти (1340) Ивана I (Калиты), присоединившего земли Владимирского княжества к Москве. Недовольные этим ростовские, суздальские и тверские князья отправились в Золотую Орду. В результате их «битья челом» Нижний Новгород и Городец были переданы суздальскому князю Константину Васильевичу, а затем возникло Нижегородское великое княжество (1341-1392гг.) Между Нижним Новгородом и Москвой начались трения, которые прекратились только после женитьбы московского князя Дмитрия (Донского) на Евдокии, дочери князя нижегородского Дмитрия Константиновича (правил в Нижнем с 1365 по 1383годы). Лишь в 1392 году Нижний Новгород был присоединен к Москве.
Следующая связка Нижнего Новгорода и Суздаля относится к периоду освобождения Руси от польско-литовской оккупации в начале XVII века. «Выборный человек всея земли» Кузьма Минин пригласил в собираемое им народное ополчение суздальского князя Дмитрия Михайловича Пожарского. После ратных подвигов и государевой службы (начальник Судного приказа) Пожарский по обычаю своего времени принял монашеский постриг в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре, где и похоронен. За годы советской власти место захоронения национального героя России было утеряно, но в 2007 году, благодаря археологическим раскопкам обнаружено точное место, над которым теперь мраморный крест. Восстановлен по старым чертежам и мавзолей, установленный на пожертвования русских людей в 1885 году. Белокаменный мавзолей стоит несколько в стороне от могилы Д.М.Пожарского, внутри его находится икона Казанской Божьей матери, под сенью которой ополчение Минина и Пожарского освобождало Москву. Мавзолей открыт в 2009 году, освящал его патриарх Русской Православной Церкви Кирилл.
Именно со Спасо-Евфимиевского монастыря началась наша экскурсия по Суздалю, и именно этот монастырь также является зримым примером тесной связи Суздаля и Нижнего Новгорода. Суздальский митрополит Дионисий в 1350 году попросил суздальско-нижегородского князя Константина Васильевича подыскать ему инока, чтобы тот мог стать игуменом нового Спасо-Преображенского монастыря в Суздале. Тот посоветовал ему монаха Евфимия из Печерского монастыря, что и сейчас украшает Нижний Новгород и правый берег Волги. Видимо, Евфимий пришелся ко двору монастыря, был трудолюбив, строг и справедлив. Тем и остался в народной памяти навечно, так как после его смерти его имя благодарные насельники включили в название монастыря. Спасо-Преображенский мужской монастырь, что гордо возвышается на крутом берегу реки Каменка, стал называться Спасо-Евфимиевским. Это настоящая крепость, можно назвать его и Кремлем, так как имеет он 12 разнотипных высоких башен, соединяющих могучие красноватого цвета стены с бойницами. Такое крепостное укрепление построено за 4 года с 1660 по 1664 годы. Перед входом в него установлен бюст Дмитрию Пожарскому, улица, где находится монастырь, также носит имя национального героя России.
В XVII-XVIII монастырь - крупнейший феодал-крепостник, которому подчинялись 6375 крестьян только мужского пола. Запасы продовольствия в погребах и многочисленных амбарах были неисчислимы. Монастырская опись 1701 года свидетельствует о таких вот запасах: «232 связки сушеной белой рыбы, 540 лытей (связка по 12 рыб) черной рыбы, 2170 вяленых лещей, 32 кади (по 9 мер) щук, 40 калуг, 216 севрюг, 25 пудов икры, 255 белорыбиц, 20 лососей, 25 пудов меду, 68 пудов коровьего масла, 31 ведро постного масла, 576 пудов соли». Все эти не скучные цифры я привожу для того, чтобы показать, как богата и обильна была земля русская без нефти, газа и других полезных ископаемых.
Хотя и приняла православие немка Екатерина II, но значительно ослабила его, начитавшись «друга» Вольтера, атеистического идеолога французской революции 1789 года. При ней в России из 732 мужских монастырей осталось только 161, а из 222 женских – всего лишь 39! Пятикратное урезание! Монастырские же земли и работающих на них крестьян она раздала бесчисленным своим любовникам и фаворитам. Спасо-Евфимиевский монастырь устоял, но большинства своих земель лишился. Кроме того, хитрая Екатерина нанесла монастырю значительный моральный урон, повелев в 1764 году организовать в нем тюрьму «для умалишенных колодников». В ней сидели отнюдь не сошедшие с ума монахи, но и светские люди, и пользовалась тюрьма самой дурной славой в России. Так, 21 год в ней промучился провидец, монах Авель, предсказавший еще на рубеже XVIII-XIX веков печальную участь дому Романовых. Здесь умер декабрист Федор Петрович Шаховской, а всего за 150 лет прошло 350 узников.
При советской власти (1923) здесь создается Суздальская тюрьма особого назначения (СТОН) – сколь символическое название, еще более выразительное, чем СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Здесь «перевоспитывались» эсеры, меньшевики, кадеты. Затем их сменили троцкисты, бухаринцы, то есть та «старая гвардия» большевиков, мечтавших о перманентной мировой революции в ущерб России. После аннексии Чехословакии фашистской Германией в 1939 года здесь были размещены интернированные чехи и словаки во главе с Людвигом Свободой. До начала Великой Отечественной войны в рамках соглашения с Германией они считались заключенными, хотя таковыми на самом деле не были. Здесь создавалась армия Людвига Свободы, сражавшаяся против фашистов до освобождения в 1945 году Праги.
В Суздальской тюрьме после разгрома фашистов в Сталинграде сидели пленные нацистские офицеры, и сам Паулюс пробыл здесь два месяца. После войны здесь были колонии для малолетних преступников: сначала мальчишки, а потом девчонки, и, наконец, с 1969 года здесь, на территории Спасо-Евфимиевского монастыря разместился музей. Проект и результаты реставрации монастыря удостоились государственной премии.
Замечательна белокаменная звонница с десятками колоколов, но главной её примечательностью являются гигантские часы, сработанные в средневековье. Они единственные в России, да и в мире тоже! У них на циферблате («листок с цифрами» - в переводе с немецкого) стоят буквы кириллицы: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, и, иже, како.
Побывали мы и в главном соборе монастыря - Спасо-Преображенском храме, сохранившем свое убранство и росписи (фрески) с XVII века. Расписывала собор бригада художников из Костромы во главе с известным на ту пору мастером Гурием Никитиным по заказу митрополита Павла, духовника царевны Софьи, той самой, что пыталась противодействовать реформам Петра I, находясь в московском Новодевичьем монастыре.
Много мы узнали от замечательного экскурсовода, что и не перескажешь. И все мое повествование лишний раз доказывает, как велика и многообразна русская история, которую новыми государственными школьными стандартами сводят до элементарных блоков, связанных с историческими лицами, по схеме: родился, женился, прославился, умер. А что более можно изучить по школьной программе, если на предмет «история» отводится в неделю 2 урока по 45 минут?
Подобное изучение можно сравнить с нашей «экскурсией» по Владимиру, когда мы за полчаса буквально обежали два знаменитых храма: Успенский и Дмитриевский. В голове какой-то неясный сумбур и отрывки фраз и имен: Андрей Рублев, погребение Георгия Всеволодовича и его отца Всеволода Большое гнездо, Аксинья или Агафья, его жена. Ну, ладно мы торопились, потому что в 17 часов мы должны давать концерт в Суздале. А куда торопят наших школьников? Потому и адресован этот мой подробный очерк в основном для молодых людей, пробежавших историю по школьной программе.
В уютном Дворце культуры Суздаля наш концерт прошел, как всегда с успехом. Жители Суздаля долго и искренне аплодировали танцевальному ансамблю «Радуга» с автозавода, исполнительнице песни «Валенки» Марии Беляевой, Марии Мухиной - песня «Ярмарка», Валерию Агапову, фольклорному коллективу «Светелка». Более всего им (да и мне тоже) понравился дуэт «Touch» (прикосновение).
Представьте себе пару: она миниатюрная шатенка в темно-лиловом парчовом платье в пол с невесомой скрипкой под нежным подбородком. Он – на голову её выше, худой и гибкий, как лоза, с немалым по размеру оркестровым баяном. Он белозубо улыбается, она внешне сдержана, радость от прекрасной музыки выдают лишь глаза. Во время исполнения они доверительно сближаются, а потом расходятся, чтобы подчеркнуть виртуозность тех или иных музыкальных пассажей.
Мне захотелось узнать о них больше, и я поделюсь вам о том, что они мне рассказали. В 2006 году с сольным концертом в Нижний Новгород приезжал всемирно известный джазовый аккордеонист Ришар Гальяно со своим квартетом «Tanguaria». И в тот же вечер вдохновленные студенты консерватории Михаил Никифоров (баян) и Мария Калинина (скрипка) решили создать свой совместный дуэт «Touch». Новоявленный коллектив был назван в честь мюзета Ришара Гальяно «Afrenchtouch». Также как и великий мастер аккордеона, затронувший их сердца, молодые музыканты решили делиться своим творчеством, чтобы люди могли «прикоснуться» к музыке.
Инструментальный дуэт стал пользоваться большим успехом на различных концертных площадках нашей страны, тем более что на момент создания дуэта Михаил и Мария уже имели за своими плечами несколько побед на всероссийских и международных конкурсах как солисты. Новый коллектив выделялся неугасаемым интересом к различным музыкальным стилям и течениям. Сегодня в репертуаре коллектива много тематических программ, посвященных латиноамериканской, французской, джазовой, советской, русско-народной, современной музыке. Благодаря этому, дуэт ежегодно принимает участие в различных концертах и фестивалях: французского искусства 2012г., голландского кино 2013, «Баян и время» 2011г., концерт на выставке фотографа Антона Ланге «Россия из окна поезда» (Новый манеж 2010г.), «Немое кино под современный аккомпанемент» (К/ц «Рекорд» 2013г.). И вот теперь они участники патриотической акции «Алтарь Отечества».
В 2012 году вышел их первый компакт диск «Под небом Парижа», на котором они записали свои акустические версии известных французских хитов. Свою музыку Михаил и Мария позиционируют как «разговор двух сердец» с помощью скрипки и баяна.
Я и, надеюсь все, прочитавшие этот очерк, пожелают успехов молодому коллективу…
Есть такое литературное клише, нудно подчеркивающее связь старого и нового в нашей жизни, истории, быту. Без преувеличения Суздаль такой город, где выходишь из Дворца культуры, построенного в шестидесятые годы ХХ столетия, и взгляд упирается в беленую стену Ризположенского женского монастыря, ведущего отсчет своего времени с 1207 года. И таким соседством надо гордиться, и надо знать, что в годы возникновения Ризположенского монастыря, дикие норманны еще не знали никаких городов, а на Руси их насчитывалось уже многие десятки. Уважать надо западную, как впрочем, и восточную культуры, но, прежде всего, требуется четко различать то, положительное, что требуется перенимать, и отрицательное, которое на русский порог не следует пускать. Как, например, установки ювенальной юстиции, под корень разрушающей все достижения традиционалистской русской семьи. Без семьи русский мир погибнет...
Ночевали мы в 2-х этажном мотеле фешенебельного Суздальского туристического центра. На первом этаже гараж и туалет, на втором комфортабельные две комнаты на семью из четырех человек. Прелесть!
День третий и четвертый
Туманным утром мы направились в Москву. Пребывание в ней до малых тонкостей совпадало с прошлогодней экспедицией. Отель «Молодежный» на Дмитровском шоссе, концерт в фольклорном центре Людмилы Рюминой (ул. Барклая – 9). Различие, и немаловажное, состояло в том, что в день отъезда мы посетили московский планетарий. А это зрелище не забываемое, которое также трудно пересказать, как сосчитать все звезды на ночном небе.
Закончу повествование стихами Игоря Северянина:
О Росси петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть.