Содержание |
---|
Летчик-истребитель Виктор Чугунов |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
Военная авиация подразделяется на три основных вида – штурмовая, истребительная и бомбардировочная. В предыдущих очерках мы рассказали о бомбардировщике Борисе Панине, штурмовике Якове Ляхове. Теперь слово об истребителях. Сам термин «истребитель» несёт, кажется, главную и единственную задачу, предусмотренную для военной авиации, – уничтожение самолётов противника в открытом воздушном бою. Однако огромна роль истребителей и при выполнении вспомогательных функций прикрытия штурмовиков и бомбардировщиков.
Вот с этой частью военной работы у истребителей не всё было гладко, особенно, первые годы войны. В начале сентября 1942 года три высокопоставленных человека в армии и партии направили Верховному главнокомандующему И. Сталину докладную записку о неудовлетворительном выполнении задач прикрытия со стороны истребительной авиации. Они просят Верховного оформить приказом следующие соображения (приказ №0685 «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей).
«Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором истребители имели встречу с воздушным противником и вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от истребителей противника». В этом приказе ещё очень жестко говорилось, что истребителей, уклонившихся от боя, предавать суду и переводить в штрафные части пехоты.
Жестко? Да! А как иначе? Прекрасные слова о борьбе не на жизнь, а на смерть, должны подчиняться суровым требованиям войны. Иначе, всё останется на уровне слов, и врага не победить, и главное дело, стоящее перед страной, не сделать.
С таким вот приказом первым делом ознакомили под роспись старшего сержанта Виктора Константиновича Чугунова, когда он появился в 897 истребительном полку, базировавшим осенью 1942 года под Сталинградом. Уже в январе следующего года командир полка оформляет документы на представление истребителя Чугунова к ордену Красного Знамени. Из них можно узнать, что старший сержант совершил 27 боевых вылетов: на прикрытие наземных войск – 16, на сопровождение штурмовиков – 10, на разведку – 1. Участвовал в 15 воздушных боях и лично сбил два самолёта противника (1 Ме-109, 1-ФИАТ) и два в групповом бою. В наградном листе комполка пишет, что 18.12.42 года Чугунов с товарищами встретили группу Мессершмиттов (Ме-109Е), и он первым смело ринулся на них, подбив одного, а затем кинулся выручать командира эскадрильи, и в паре они сбили ещё один Ме-109Е. «Тов. Чугунов первым навязывает воздушный бой противнику, несмотря на их численное превосходство, и всегда выходит победителем». Но, как уже указывалось, сержантский состав крайне редко награждался орденом Красного Знамени, и потому наградили Чугунова орденом Красной Звезды. Но, как говорится, лиха беда – начало.
Отвлечемся от подвигов Чугунова. За семидесятилетний период после окончания Великой Отечественной войны выпущено много книг, монографий, посвященных героям Советского Союза –нижегородцам. И в каждой - то одна, то другая ошибка и разночтения. То же самое и в интернете. Один источник называет два ордена Красного Знамени у Чугунова, другой три. Сравнительно недавно в интернет-пространстве сформирован сайт «Подвиг народа», в котором представлены фотокопии наградных документов на всех награждённых в годы войны. Есть у вас родственники, участники и награжденные орденами? Заходите на сайт, и вы испытаете истинную гордость от того, что страна не забыла имя вашего отца (матери), деда (бабушки), прадеда (прабабушки). Однако есть примеры обратного свойства. Например, сводный том «Документы и материалы ИВИ» с указанием фонда, описи, дела, страниц в архиве Института военной истории (ИВИ) списан и уничтожен по указанию начальника ИВИ Д.Волкогонова (акт о списании от 13.04.90г.). Уничтожены списки всех мобилизованных в годы войны. Зачем? Многие документы без нужды остаются засекреченными спустя 70 лет. Почему? Неужели для того, чтобы возникали какие-то сомнения, от которых рукой подать к фальсификациям. Пусть даже и не намеренным.
Эти мысли невольно возникают при более внимательном изучении той или иной героической биографии. Не исключением явилась жизнь и судьба Чугунова. Пять или шесть вариантов биографий его и в каждом чередование места рождения. Деревня Новинки Нижегородской губернии и деревня Новишки с добавлением «ныне Володарского района». Прочитав о Новинках, сердце ворохнулось от интересного совпадения: штурмовик Яков Ляхов из Гнилиц, а напротив их, на другом высоком берегу Оки – село Новинки, где родился шестью годами раньше истребитель Виктор Чугунов. Ан, нет!
Розыски привели к тому, что, действительно, до 1920 года существовала деревня Новишки возле мукомольных заводов купца Н.А.Бугрова, что возле станции Сейма и одноимённой деревни. Она же, объединенная с Новишками и ещё четырьмя деревнями, образовала посёлок Володары, ставший с 1956 года городом Володарск. Таким образом, выходит, что Виктор Чугунов сеймовский, так по названию реки называют жителей этой местности, а не уроженец Нижнего Новгорода.
Но так ли это важно, где родился Герой Великой Отечественной войны? Может, это и было важно для формирования, например, отрядов самураев в Японии, или янычар в Османской империи, или национальной гвардии Наполеона. В Советском Союзе, благодаря единой идеологии и настоящего равенства, все воины стали национальными гвардейцами, вставшими грудью на защиту Отечества.
Итак, Витя Чугунов родился 20 ноября 1916 года в семье крестьянина. Восьми лет он вместе с родителями переехал в Нижний Новгород. По всей вероятности родители продали свой дом в деревне и купили аналогичный в Нижнем Новгороде. Фактов такого способа стать горожанами множество, хотя рабочих мест до 1929 года в городе было немного. Закончив семь классов, Виктор пошел в школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) и, одновременно, поступил в аэроклуб на планерное отделение. После двух лет обучения в ФЗУ работал токарем на заводе «Красная Этна» и ставил рекорды продолжительности полётов на планерах. Первый из них в 1936 году, о котором писали областные газеты, составил 40 минут. Позднее на планере «Стандарт» Виктор Чугунов довёл свой рекорд до 4,5 часов.
В 1938 году Виктора призвали в армию и направили в военную школу пилотов в Ульяновск. Закончив её, в 1939 году Чугунов возвращается в город Горький и навсегда связывает свою жизнь с небом, с полётами, с авиацией, работая лётчиком-инструктором в родном аэроклубе.
В связи с запуском в серийное производство истребителей нового типа Як-1, стране остро потребовались опытные лётчики-истребители. Виктора Чугунова, уже достаточно известного пилота СССР, в 1940 году опять забирают в армию и переучивают на истребительное, так сказать, направление. С мая 1942 года старший сержант (именно так, а не лейтенант, как указано в некоторых изданиях) на Брянском фронте и набирает часы полетами «по маршрутам». Первый бой, с которого мы начали наш рассказ, лишь осенью над Сталинградом.
С этого времени Виктор Чугунов постоянно в боях, и количество звездочек на погонах растёт. После битвы на Курской дуге командир авиаполка старший лейтенант Марков заполняет наградной лист на командира эскадрильи лейтенанта Чугунова, указывая, что тот к 15 воздушным боям добавил ещё 23 и лично сбитый «Мессер». Сбивать их становилось всё труднее и труднее, так как вместо Ме-109Е Люфтваффе стал использовать в боях серьёзно усовершенствованный Ме-109F, имевший большую скорость и маневренность по вертикали. Летный состав истребителей на Як-1 и Як-7считал, что против одного Ме-109F в бою надо иметь двух Яков.
Приказ №036 по 17-ой воздушной армии о награждении лейтенанта Чугунова орденом Красного Знамени подписан 8.09.43г. Через полгода старший лейтенант Чугунов награждён орденом Александра Невского (6 марта 1944 года) за ещё два сбитых «Мессера» и умелое руководство подчиненной ему эскадрильей, осуществившей 740 успешных боевых вылета и 25 сбитых самолётов противника. Именно с 1944 года, с момента выпуска серийных Ла-7, Як-3, Як-9У, господство в воздухе перешло к советским ВВС.
15 сентября 1944 года наши войска освобождают Софию, и первым на аэродром болгарской столицы садится Як-7Б капитана Виктора Чугунова. А через пять дней на груди его засверкал второй орден Красного Знамени. Как одному из лучших истребителей дивизии Чугунову вручают именной самолет – «подарок колхозника Власенко» (видимо Як-9). После взятия Белграда большой группе летчиков 17-ой воздушной армии (147 человек) 26 октября 1944г. Указом Президиума Верховного совета СССР, в том числе и Виктору Чугунову, присвоено высокое звание Героя Советского Союза, с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина. В наградном листе указано, что он совершил 218 боевых вылетов и лично сбил 14 самолётов противника: 10 Ме-109, и по одному Ме-110, Хе-111, Ю-87 и Фиат.
Спустя некоторое время Чугунову присвоено звание майора, и он вступает в должность заместителя командира авиаполка №897, в котором и начинал свой боевой путь. Немецко-фашистские и венгро-хортистские войска с бешеной яростью обороняли Венгрию, где возле озера Балатон находилось единственное оставшееся нефтяное месторождение. С его потерей фашисты оставались без горюче-смазочных веществ для самолётов, танков, автомашин. «Бензиновая смерть».
13 февраля 1945 года пал Будапешт, но немцы активно атакуют чуть южнее, и наши войска проводят последнюю оборонительную, Балатонскую операцию. А через два дня майор Виктор Чугунов погибает при не совсем выясненных обстоятельствах. В одних источниках говорится о неравном бое с противником, в других - об учебном бое, в-третьих – об испытательном полёте на новом истребителе. Неизвестно точно и место захоронения. В одной книге указано, что лётчик-истребитель Виктор Чугунов захоронен на Аллее Славы в Одессе. Где Будапешт и где Одесса?
Время стирает память, как дождь смывает следы.
На доме №4 по проспекту Ленина мраморная доска. Под доской пустая полочка для цветов. Мы все очень надеемся, что 9 мая на ней будут красные, яркие гвоздики.