Содержание |
---|
Александр Свирский |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
В маленьком поселке Свирьстрой, что в Ленинградской области, круизный теплоход встречало необычное трио: балалаечник, аккордеонист и солистка — молодая девушка, с отрешенным лицом поющая русские народные песни. Возле них на пристани стоял желтого цвета бочонок, на выпуклой крышке которого была прорезь для подаяний. Сам бочонок украшал знак американской валюты с надписью «На чай».
— Зажрались,— кто-то шутливо заметил с теплохода, — свою валюту уже не берут.
— Подготовились: иностранцев ждут,— в том же духе ему ответил кто-то другой.
— Повезло свирцам: святые места открылись, хоть что-то на пропитание заработают за счет туристов, а то померли бы от безденежья в этой глухомани,— уже более серьезно добавил первый.
Десятки лотков окаймляли единственную дорогу, ведущую к автобусной стоянке. Меховые котята всевозможных поз и расцветок, глиняные горшки, льняные рубашки, самодельные ювелирные изделия, значки, старые атрибуты Советской армии и, конечно же, акварельные и написанные маслом картины.
— Сколько живописных талантов отрыла рыночная реформа от Каспия до Балтики, уму непостижимо,— бормотал Степнин, обходя это многообразие красок и жанров.— Отрыла, отрыла,— повторял он машинально.
Старушки, скорее напоминающие нищенок, нежели лицензионных продавцов, торговали букетами выцветших флоксов, растущих тут же в палисадниках, настойчиво тыкая ими в проходящих. Дети и внуки строителей Нижнесвирской ГЭС, запущенной в строй 70 лет назад, в поисках куска хлеба разом встали за прилавок. Ну что ж, бывает.
— Бывает, бывает: и у девушки муж умирает, а у вдовушки-то живет,— тихо-тихо помурлыкал Степнин под нос старую цинично-ироничную поговорку, с трудом пробираясь к автобусной остановке.
К Троицкому Александро-Свирскому монастырю предстояло ехать за 40 километров на правый берег Свири. Только-только отъехали, как лопнул баллон, пришлось остановиться. В ожидании замены все разбрелись по лесу, окружавшему дорогу с обеих сторон. Вскоре Степнин наткнулся на почти обвалившиеся окопы с многочисленными ответвлениями, их связывающими.
— Финские окопы времен Великой Отечественной войны,— подтвердила экскурсовод. Окончательный рубеж, которого достигли финны в попытках сомкнуть второе кольцо окружения вокруг Ленинграда и остановленные нашими войсками на подступах к Лодейному Полю.
Степнин бродил вдоль окопов, всецело захваченный неожиданно вспыхнувшей мальчишеской надеждой найти что-то, хотя понимал ее бесперспективность.
«Может, вот здесь бежал отец, бросая на бегу гранату? Ведь он участвовал в Свирско-Петрозаводской операции в 1944 году»,— вспоминал Степнин рассказы давно покойной матери. Одно точно знал он, что не здесь погиб его отец, убитый в самом конце той мясорубки. Вдруг он заметил, что кучка мелких камней, перемешанная с песком, имеет уж слишком округлую форму. Он пнул ногой. Песок высыпался, мелькнуло ржавое железо. Каска? Она была неглубокой, как немецкая, но все же это была каска: характерные ребра внутри для крепления защитного ободка подтверждали назначение этой «посуды». Степнин подарил ее экскурсоводу, молодой черноволосой женщине, пообещавшей отвезти каску в музей Лодейного Поля.
«Экскурсия, поломка автобуса возле окопов, отец, наконец, каска, что-то есть в этом неслучайное, мистическое»,— размышлял Степнин.
Вскоре пришел другой, резервный автобус.
— Город Лодейное Поле в этом году отмечает свое трехсотлетие, он старше Петербурга на один год и создан как поселение кораблестроителей будущего Балтийского флота Петра Первого,— эмоционально рассказывала экскурсовод.— Уже в 1703 году был спущен на воду его первенец — 28-пушечный фрегат «Штандарт».
Говорила о строгих порядках, установленных царем на верфи. Так, за вызывающее, нецензурное сквернословие можно было угодить на виселицу. О хронической нехватке средств у Петра для постройки кораблей, которая с лихвой удовлетворялась открытием питейного заведения. В нем заработанные за неделю деньги пропивались в воскресенье.
«Нет, недаром, видимо, неортодоксальные историки называют Петра Первого первым большевиком. А нынешние либеральные власти даже этот порок не могут использовать для пополнения государственной казны»,— грустнел Степнин. И как бы в подтверждение этих размышлений автобус въехал на такой раздолбанный мост с зияющими дырами, объезжая которые он завилял, как опытный слаломист.
«Наверное, у иностранцев, проезжающих по этому мосту, душа уходит в пятки. А нам ничего, нам интересно: когда он развалится? Не в этом ли загадка русской души»,— думал Степнин.
Монастырь был зажат между озерами с лесистыми берегами и состоял из двух частей: Троицкий собор с необычной трех-шатровой колокольней и Преображенский, восстановленный недавно после разрушительных набегов большевиков-безбожников. Именно здесь, где чисто и светло, где монахи поливают из шланга дорожки и подстригают траву, стоит часовня. Сотни лет назад на этом месте иноку Александру явилась Троица. В истории рода человеческого только двум смертным являлась Троица — Бог, Сын и Святой Дух — ветхозаветному Аврааму, о котором исписаны многие страницы Библии, и ему. А что мы знаем об Александре Свирском? До недавнего времени — ничего!
Монах — слово греческое, обозначающее «одинокий» или «отшельник». Русский синоним — инок — человек иного мира, по образу жизни отличающийся от других, а не просто отшельник в греческом варианте.
«А смог ли я,— думал Степнин по выработанной с детства в шахматных играх привычке ставить себя на место противника,— смог ли я в двадцать шесть лет отправиться на Валаам на утлом суденышке и жить в узкой и сырой пещере, молясь не только за сохранение своей души, но и всех православных. Затем перебраться вот на эти озера, где сейчас мы стоим, внимая взволнованному рассказу послушницы монастыря о судьбе человека, жившего более пятисот лет назад. И еще двадцать три года ютиться в землянке, питаясь «зелием зде растущим», то есть, что найдешь — подножный корм. Это потом пришли единомышленники и помогли построить храмы, кельи, заставы. Смог ли я вот так, не боясь внезапной смерти от бескормицы, а то и просто внезапной болезни, жить в полнейшей безызвестности и одиночестве, словно в могиле, не задумываясь о человеческой признательности? Что побуждало его к этому? Знамения Божьи? Зов души? Очищение своей души и окружающих? Вера в правильность выбранного пути? Непостижимо это нам, стянутым, как коконы шелкопряда, паутиной миллионов пустых условностей и ложных правил.
Видимо, наплевать ему было, что никто не узнает о его святости. Не в этом ли его сермяжная правда и величие духа, недоступные нашим лживым и гордым душам?..»
Под стеклом лежали руки и ступни человека. Степнин хорошо рассмотрел их, медленно наклоняясь, чтобы прикоснуться губами к стеклу раки. Кисти и стопы ног с желтовато-янтарным оттенком, с нормальным цветом ногтей человека... умершего 462 года назад. Лицо по православному обычаю закрыто иконой. Степнин, не то чтобы верил в это, он знал, что здесь нет подделки: слишком много документов всплыло за эти годы. Описание через 108 лет после смерти, переписка в 1919 году озадаченных большевиков, включая самого Зиновьева, акт освидетельствования в Военно-медицинской академии от 1997 года и научное исследование музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, уже в 1998 году признавшего естественную мумификацию.
«Сколько сил и средств было положено на сохранение тела Ильича, а результат неважнецкий. Не те дела, видимо, делал, не те... Здесь же без единой копейки четыре с половиной века как живой. Вот и Пирогов, хирург знаменитый, что лежит в своем фамильном склепе в целости и сохранности более ста лет, тоже прославился хорошими делами: многим солдатам жизнь спас. Нетленность православие объясняет тем, что святость уподобляет тело душе, а душа бессмертна»,— размышлял потрясенный увиденным Степнин, перебирая в памяти все, что знал о религии.
На пристани цыганочка лет шести продавала альбомный лист с карандашным рисунком Мышки из балета «Щелкунчик».
— Сама рисовала? Если сама — куплю,— сказал Степнин.
Она машинально кивнула головой, потупив глаза.
— Честно?
Что-то в тембре его голоса заставило будущую прорицательницу поднять голову и посмотреть ему в глаза.
— Нет,— неожиданно для самой себя ответила она.
— Держи! За правду,— протянул ей червонец Степнин.
Над головой жаркое солнце протягивало людям свои руки-лучи.