Содержание |
---|
Родники |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
Посвящается памяти
Виталия Васильевича Мазуркевича
Пустынная дорога среди полей, редких крестьянских построек, раскиданных то здесь то там, будит неясные воспоминания, расплывчатые образы. Вспоминаются стихи С. Есенина:
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.
Здесь же, в Нижегородской области, дорога от села Вад пролегла не к «сибирским горам», а к урочищу Святые ключи.
Святые ключи, как все святые места России, позволяют понять знаки и символы глубинно исходных состояний русской души, уловить неожиданную возможность общения с Природой. Не только с желтеющими березками, бессильно склонившимися под осенним ветром в своей незащищенности, необъятными просторами полей и чернеющими вдали зубцами леса под синим куполом неба. Но с Природой — воплощением замысла БОГА.
Древние верили, что можно увидеть звезды даже днем, надо лишь спуститься в глубокий погреб. У святых ключей, для соприкосновения Души с космосом, медленно спускаясь по ступенькам длинной изогнутой лестницы, оказываешься в темном, заросшем лесом овраге. Здесь люди становятся таинственно-близкими, ощущающими духовную силу и радость от тихого бормотания струящихся ключей, невнятного шепота листьев где-то в вышине, в бездонной сини, что дарует нам капли подземной влаги.
Двенадцать апостолов, двенадцать ключей, каждый из которых доносит весть о Воскресении Христа. Двенадцать выбранных Иисусом Христом учеников: братья Андрей и Петр, братья Иаков старший и Иоан Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков, Фаддей, Симон и Иуда Искариот. После предательства и позорной смерти Иуды на его место по жребию избрали Матфея.
Апостолы были первыми после Богородицы, к кому явился воскресший Иисус Христос. После его Вознесения апостолы стали проповедниками учения Христа и праведниками христианства. Многие претерпели мученическую смерть за веру и были впоследствии причислены к лику христианских святых.
Петр и Фома стали авторами апокрифических Евангелий, а Иоан Богослов — автор канонического Евангелия, повествующего о рождении, жизни, смерти и учении Христа.
И вновь вспоминается Есенин:
Славлю тебя, голубая,
Звездами вбитая высь.
Снова до отчего края
Руки мои поднялись.
Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.
Вот так естественно и неразрывно соединяется русская душа с христианством и православием, с животворным истоком, имя которому — Вечная Россия.
И символическое значение имеет тот факт, как проснувшаяся душа человека ведет его к созданию и восстановлению святого места. Сюда за чистой ключевой водой ходили испокон веку жители близлежащих деревень. Набрав воды, отдыхали, молились, благодарили Бога за живительную влагу; срубили часовенку в знак благодарности и святости уникального места, изливающего из недр своих двенадцать ключей. Но за долгие-долгие годы забвения христианских святынь все здесь пришло в упадок, заросло бурьяном и беспамятством. Только немногие отваживались спускаться по обрывистым склонам к своим истокам, памятным и любимым. И с каждым годом становилось их все меньше и меньше. Заиливались, исчезали один за другим ключи, травенели тропинки, ведущие к родникам, рушились срубы колодцев и часовни, гнили бревна. Забвение истоков. Разруха в умах. Что может быть страшнее?
И дошло до того, что из двенадцати ключей живым остался лишь один. Оказался он самым сильным, стойким. Поэтому и дожил до времен возрождения.
Пришел к этому роднику как-то человек памятливый, неравнодушный. Приложил он труды свои и средства на дело общее, Божие. И появились у вновь оживших ключей стелы с ликами святых апостолов, поднялась заново отстроенная часовня. А еще были построены арочные мостики и причудливые переходы, скамьи для отдыха, купальня, собирающая воду из всех источников, и символичный знак открытия еще одного, мощного и быстроструйного, названного в честь святого Павла, считающегося «апостолом из язычников». Павел не знал Иисуса Христа при его земной жизни, что не позволило ему быть в числе двенадцати апостолов — учеников, но за свои заслуги назван христианской церковью «первопрестольным апостолом».
Кроны лип, вязов, ольхи смыкаются в плотный шатер, не пропускающий назойливые звуки мирской суеты, сиюминутные успехи в которой не оставляют даже нескольких минут для осмысления прожитого и содеянного. Только здесь можно подумать о достижениях и бедах России, сделать свой выбор. Ответить на вопрос: ты с народом России? Здесь можно представить себя одиноким путником, пробирающимся сквозь враждебную, незнакомую чащобу в пугающей непроглядной мгле, и почувствовать вспыхнувшую пламенем радость от увиденного вдали огонька надежды и спасения.
Благодарностью светятся лица людей у восстановленных Святых ключей. Святые места — места рождения России.
Ой, ты Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Приезжайте к Святым ключам, познайте есенинскую Русь, свои истоки. Попытайтесь заглянуть в свою душу. Родина от родников неотделима!
После бесед со Степниным, как-то вечером, вернувшись домой, я в случайном разговоре услышал дурную весть: Тимка повесился. Защемило сердце, до дурноты стало тяжело на душе. Давно знал я этого улыбчивого мальчишку с добрыми глазами. Недавно ему исполнилось семнадцать лет.
С пяти лет Тимка терпеливо нянчился с молочным своим братиком, пренебрегая мальчишескими дворовыми играми. Он строго выполнял наказ матери. Отец его пропал где-то на сложных, извилистых дорогах невнятных рыночных реформ, и мать вышла замуж во второй раз.
В однокомнатной квартире Тимке с молодым отчимом жилось несладко. Но невзгоды, казалось, не влияли на его характер: он оставался на редкость уважительным и здоровался с неизменной улыбкой на обветренных губах.
— Как брат? — спрашивал его я при встречах.
— Хорошо,— отвечал Тимка, лучезарно щуря рыжеватого цвета большие глаза.
— Как твои дела?
— Прекрасно.
Потом они переехали в другую, большую квартиру в том же квартале. Но даже при редких встречах Тимка был обходителен, издали здороваясь. И вот на тебе. Говорили, что пристрастился курить план. Видимо, накопилось неведомое напряжение, непосильное для его нежной души. Кому излить боль в душе? Матери, с которой он уже обменивался только несложными фразами, а порой лишь междометиями? Отчиму, с головой ушедшему в свой сомнительный бизнес и едва замечавшему даже родного сына? А тут еще несчастная, по его мнению, любовь к заносчивой девчонке.
Где родная, всё понимающая душа? Где мудрые старцы, свободные от условностей безумного мира? Духовный вакуум.