Содержание |
---|
Кино |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
В маленьком ветхом доме, изношенном, как рабочая одежда старьевщика, я перебираю старую подшивку газет и натыкаюсь на портрет. И время бежит вспять. Я смотрю на портрет Одри Хепберн, вглядываюсь в крупные, черные и чуть раскосые ее глаза. Простая, короткая стрижка с пробором на левой стороне. Густые черные, не выщипанные брови женщины, сознающей свою неповторимость без дополнительных физических усилий. Чуть курносый нос.
Глаза, прекрасные глаза чуть загрустившего, чуть-чуть усталого человека. Их взгляд тревожит, но несет заряд всепоглощающей любви. Возможно, она бывает капризна, непостоянна, но подлой никогда. В этом не надо убеждаться, достаточно лишь увидеть ее взгляд. Эталон неземного очарования и веры в прекрасное. Символ женской красоты пятидесятых, шестидесятых. Ее Наташа Ростова в двухсерийной экранизации «Войны и мира» в конце пятидесятых основательно разворошила мою детскую душу. Читая позднее роман, перед глазами стояли актеры этого фильма. Все, кроме О. Хепберн, растворились с годами бесследно. Хотя и признали американцы «Войну и мир» Бондарчука, для меня динамичная американская версия с О. Хепберн кажется более привлекательной. Возможно, сказывается детское потрясение от игры Великой актрисы. Очень много лет минуло, но как тогда я вижу летящую через анфиладу комнат Наташу — Одри.
Я помню ее взгляд, которым она одарила на прощание героя Грегори Пека в фильме «Римские каникулы». Божественно-чистая любовь, удивление от внезапно вспыхнувшего чувства и благодарность за верность слову:
—Я буду хранить этот визит до конца своих дней.
Принцесса Анна задерживает его руку, а в его глазах где-то далеко и глубоко зреет слеза очищения. Он, прожженный американский журналист, победил жажду обогащения, культивируемую его обществом, проявил благородство, великодушие — все те черты, что украшают настоящего человека.
—Я верю, что ожидания Вашего высочества будут оправданы.
И это тот же Голливуд, который ныне тысячами километров пленки внедряет в наше сознание культ насилия, жестокости, пошлости, вседозволенности денег и пустоты в общении, будто нет никаких проблем кроме как борьбы с высосанными из пальца заразными пришельцами и чудищами из потустороннего мира.
Что же случилось с обществом? Или действительно истории нет, а есть только биографии. Тогда, в пятидесятых, еще был жив Эрнест Хемингуэй — совесть американской нации, и никому не приходило в голову показывать на экране половой акт. Почему сейчас народы мира не рожают людей, подобных ему, подобных Платонову, Шукшину, Довженко? Богатство разъединяет людей и разъедает моральные устои?..
Нам, мальчишкам, в послевоенную пору неведомы были эти вопросы. Не возникали они и у взрослых, ибо кино призвано было облагораживать мысли и чувства зрителя, а не наоборот.