Содержание |
---|
Кино |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
В маленьком ветхом доме, изношенном, как рабочая одежда старьевщика, я перебираю старую подшивку газет и натыкаюсь на портрет. И время бежит вспять. Я смотрю на портрет Одри Хепберн, вглядываюсь в крупные, черные и чуть раскосые ее глаза. Простая, короткая стрижка с пробором на левой стороне. Густые черные, не выщипанные брови женщины, сознающей свою неповторимость без дополнительных физических усилий. Чуть курносый нос.
Глаза, прекрасные глаза чуть загрустившего, чуть-чуть усталого человека. Их взгляд тревожит, но несет заряд всепоглощающей любви. Возможно, она бывает капризна, непостоянна, но подлой никогда. В этом не надо убеждаться, достаточно лишь увидеть ее взгляд. Эталон неземного очарования и веры в прекрасное. Символ женской красоты пятидесятых, шестидесятых. Ее Наташа Ростова в двухсерийной экранизации «Войны и мира» в конце пятидесятых основательно разворошила мою детскую душу. Читая позднее роман, перед глазами стояли актеры этого фильма. Все, кроме О. Хепберн, растворились с годами бесследно. Хотя и признали американцы «Войну и мир» Бондарчука, для меня динамичная американская версия с О. Хепберн кажется более привлекательной. Возможно, сказывается детское потрясение от игры Великой актрисы. Очень много лет минуло, но как тогда я вижу летящую через анфиладу комнат Наташу — Одри.
Я помню ее взгляд, которым она одарила на прощание героя Грегори Пека в фильме «Римские каникулы». Божественно-чистая любовь, удивление от внезапно вспыхнувшего чувства и благодарность за верность слову:
—Я буду хранить этот визит до конца своих дней.
Принцесса Анна задерживает его руку, а в его глазах где-то далеко и глубоко зреет слеза очищения. Он, прожженный американский журналист, победил жажду обогащения, культивируемую его обществом, проявил благородство, великодушие — все те черты, что украшают настоящего человека.
—Я верю, что ожидания Вашего высочества будут оправданы.
И это тот же Голливуд, который ныне тысячами километров пленки внедряет в наше сознание культ насилия, жестокости, пошлости, вседозволенности денег и пустоты в общении, будто нет никаких проблем кроме как борьбы с высосанными из пальца заразными пришельцами и чудищами из потустороннего мира.
Что же случилось с обществом? Или действительно истории нет, а есть только биографии. Тогда, в пятидесятых, еще был жив Эрнест Хемингуэй — совесть американской нации, и никому не приходило в голову показывать на экране половой акт. Почему сейчас народы мира не рожают людей, подобных ему, подобных Платонову, Шукшину, Довженко? Богатство разъединяет людей и разъедает моральные устои?..
Нам, мальчишкам, в послевоенную пору неведомы были эти вопросы. Не возникали они и у взрослых, ибо кино призвано было облагораживать мысли и чувства зрителя, а не наоборот.
Поход в кино напоминал обряд, некое ожидание чуда, раскрытие таинства, доселе недоступного. Пять пацанов шести— девяти лет ходили по утрам в кино на самый ранний сеанс, начало которого было в 8 часов 30 минут.
Лето. Свобода. Она воспринималась как возможность успешного исполнения своего желания. Для всех времен это и есть истинный смысл свободы.
Родители поощряли наши походы и выделяли необходимые деньги на сеанс—1 рубль на кино и 10 копеек на газету. Но иногда мы хотели жить, по нашим понятиям, шикарно, поэтому лазали по оврагам правобережья Оки, заваленным мусором еще с войны. Собирали кости — самое дорогое вещество для утильсырья. Выручка в 20 рублей была сродни чувству графа Монте-Кристо, нашедшего клад аббата. Мороженое, лимонад, дополнительное кино в другом, кроме «Паласа», кинотеатре — вехи шикарной жизни. Но утильсырья на всех не хватало...
Мы «степенно» проходили под тенистыми липами старинной улицы, мимо здания НКВД, мимо стадиона «Динамо», закрытого полуразрушенной лютеранской кирхой, мимо дворников, моющих улицу из шлангов. Теперь это мне только снится, а раньше мостовую мыли всерьез. Дворники играли с нами, шутливо грозя облить. Но правила игры не допускали, чтобы брызги попадали выше колен, до которых доходили шорты, держащиеся на лямках, перекинутых через плечи. С «достоинством» детей из горчичного рая мы покупали самые дешевые билеты. В гулком от пустоты холле было прохладно. Мы съеживались от озноба и величественной высоты сказочно громадных залов. Таинственными казались нам старинные напольные часы, похожие на киношные в «Кортике». Мы тут же обсуждали сцены из этого фильма, сначала шепотом, а затем, распаляясь, кричали, размахивая руками, тут же смолкая после замечания буфетчицы, выглядывающей из-за бархатных занавесей, отделяющих зал от буфета, где нам, увы, редко приходилось бывать.
Нам по карману была лишь пища духовная, и называлась она «Пионерской правдой». Робкой стайкой мы подлетали к газетному киоску, представлявшему собой невысокую стойку в виде буквы «Г», закрывавшей один из углов зала. Там уже «шуршала» продавец, принимая газеты. Молча и деликатно наблюдали мы за ее работой, надеясь, что она обратит на нас внимание. Нас узнавали как постоянных клиентов и серьезно, или нам так казалось, спрашивали: «Пионерскую правду»?
Возможно, мы копировали взрослых. Но читать газету вслух, по очереди мы придумали сами. Читали от заголовка до телефонов на последней странице. Она, действительно, была интересной, а нам хотелось много знать. В газете были шахматные задачи, и мы уже серьезно увлекались этой игрой. Тогда наши баталии заканчивались даже драками — так сильна была жажда победы.
Нравы того времени были совсем не чопорные, особенно на первом сеансе. И мы, сидя в первом ряду, высоко задрав головы, шумно восхищались силой и ловкостью Тарзана, громко смеялись над приключениями веселых ребят, плакали над судьбой Гавроша. А потом проигрывали и копировали все увиденное на экране в жизни...
Школьником я посмотрел югославский фильм о войне, пришедшей в маленький сербский городок. Осень. Гимназист, герой фильма, одет был своеобразно: вельветовая куртка, рубашка с расстегнутым воротом, вязаная жилетка, под рубашкой безрукавка. Одно под другим, и все части видны. Может, мне не запомнился бы этот мелкий факт, но трагический финал, когда всех молодых жителей города фашисты сжигают, согнав в сарай, потряс душу, сделал этого мальчишку героем. И я, как в память о нем, при возможности одеваюсь так же. До седин, до пенсии, до смерти я буду помнить о нем.
Часто перед глазами стоит фигура политического заключенного в белой рубахе, длинном, не по росту, драповом пальто с фибровым чемоданчиком, идущим по праздничным осенним улицам с невидящими глазами, почти натыкаясь на встречных. Вот он входит в аллею, заваленную осенними листьями, его обгоняют мальчишки, с веселым смехом бросающиеся в копны опавших листьев. Но он не слышит смеха. Смеха вообще не слышно. «Холодное лето 53 года». Фортепьяно за кадром с тревожно убыстряющимся ритмом, как в «Болеро» Равеля, бьет по струнам, словно по натянутым нервам. Навстречу с таким же чемоданчиком и «сидором» за плечами идет седой как лунь старик. Они расходятся, но невидимая сила останавливает их и сближает. Одновременно ставят на землю чемоданчики, и старик прикуривает у молодого, бросив на него мимолетный взгляд. Потом они молча идут своей дорогой. А фортепьяно неистовствует под пальцами искусного мастера: па-парам, па-парам, па-па, па-парам... Гремит как канонада по умершим, погибшим, загубленным прессом безжалостной власти.
Хорошее, серьезное кино, где ты???
Я подхожу к 20-летнему сыну, внимательно смотрящему на экран компьютера. На мониторе бегут люди с арбалетами мимо какого-то колодца, из которого вылетает голый вурдалак с лицом женщины, за спиной крылья. Персонажи фильма бросаются врассыпную, он за ними, и только один стреляет в него, но промахивается. Герой?
—Нравится? — спрашиваю я, мягко дотрагиваясь до плеча взрослого уже человека.
—Прикольно!
—Но это же чушь пустая и вредная. Хотя бы потому, что убивает время.
—Развлекает.— Он отворачивает лицо от экрана и смотрит внимательно в мои глаза.
—Жаль, что есть такое развлечение,— говорю я грустно и выхожу из комнаты.
Мой сын еще не худший из молодых. И он полгода назад восхищался «Римскими каникулами». Но есть иные предложения, которыми заполнены Интернет, телевидение, книжные развалы.
Было бы предложение — спрос обязательно найдется, тем более что плохое прививается, как показывает жизнь, легче.