Содержание |
---|
Гвоздь |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Все страницы |
А теперь, тесно прижавшись друг к другу, мы сидим в сгущающихся сумерках на склоне, ожидая трамвая. Свежий ветерок, шурша сухой травой, бежит вниз по съезду к Окскому мосту, а навстречу ему, натужно гудя, взбираются тяжело груженные грузовики-«полуторки», освещая нас светом маломощных фар. Изредка попадались ленд-лизовские студебеке-ры, мощные и высокие, они казались стройными по сравнению с приземистой «полуторкой». Наконец вдали сверкал циклопов глаз трамвая. Старинные, двухвагонные, с деревянными скамьями, мотающимися из стороны в сторону железными ручками на кожаных ремнях, постоянно незакрытыми дверями, трамваи имели наверху, как паровозы, один мощный прожектор. Вечерний час пик послевоенных лет. Трамвай — единственное в то время средство передвижения. Мы разглядываем пассажиров, они для нас все на одно лицо, за душой мало опыта. Взрослая, малопонятная жизнь течет мимо нас, и слава богу. Всему свое время.
Вот здесь, летом, мы легко запрыгивали в почти остановившийся трамвай, но это было небезопасно: в ту пору трамвайные пути располагались на середине съезда, разделяя потоки машин, струящиеся в разные стороны. Нам лень было идти с Гребешка на конечную остановку трамвая, находившуюся на Прядильной улице. Мы кубарем скатывались по склону съезда и поджидали трамвай почти напротив своего дома. Для безопасности были разработаны железные правила. Спрыгивать или запрыгивать только на заднюю площадку. Мы заметили, что она находится позади колес, под которые, значит, ноги не попадут. При спрыгивании — встать на нижнюю ступеньку лицом к движению, держась левой рукой за поручень, оглянуться назад, вблизи не должно быть машин. Прыгнуть недалеко и не близко от трамвая и уже в прыжке начать движение ногами, как при беге, и бежать после приземления, постепенно сбавляя скорость. Чем выше скорость трамвая, тем быстрее приходилось бежать, чтобы уравнять скорость, иначе сила инерции могла запросто сбить с ног. Особым шиком было стоять в 10 метрах от остановки и при начале хода трамвая бежать рядом с ним, ускоряясь, схватить поравнявшийся поручень и резко вбросить тело на ступеньку.
Едва-едва успевали уплыть освещенные прямоугольники окон трамвая, как мы бросались к рельсам, чтобы поскорее увидеть результаты.
—Какой горячий! — кричали мы разом, перекатывая «железяку» с руки на руку.
Что же происходит в гвозде под действием тяжести? Тепло ассоциировалось с огнем, а тут? Жизнь преподносила загадки, и ответы мы старались найти сами, размышляя вслух.
—Это из-за трения он нагрелся. Я знаю,— кричал Юрка.— Ведь когда трешь ржавый гвоздь о кирпич, он нагревается.
—От давления,— авторитетно заявлял белобрысый Борька.— Отец работает штамповщиком на заводе, он говорил: «Детали из-под пресса выскакивают как пирожки горячие».
—И то, и другое,— философски подытоживал Сашка.
—А сплющивание? — робко спрашивал я.
—Дурак! Причем здесь это,— оборвал меня брат.