Содержание |
---|
Гвоздь |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Все страницы |
И мы бежали перекладывать гвозди на другие рельсы, по которым трамваи мчатся в гору.
Постепенно гвозди становились плоскими. Мы прятали их в укромные места и разбегались по домам, на бегу договариваясь о завтрашней встрече.
Утром мы выстругивали ножами деревянные ручки. Стачивали напильниками бывшую шляпку гвоздя и насаживали его на ручку. Дерево не выдерживало, раскалывалось.
—Эх, черт возьми,— ругался первый, кто пытался это сделать.
—Чего, чего? — подбегал кто-то из нас.
—Значит, в деревяшке надо сделать дырку,— соображали мы.
Но попытки сделать заточки острыми ни к чему не приводили, даже кожу на руке невозможно было порезать. Мы догадывались, что железо не то, но не признавались себе в этом: рушилось воплощение хорошей идеи.
На следующий день Сашка, что-то выведав, предложил закалить гвозди. Что это такое, мы не совсем представляли, а Сашка важничал, не отвечая на наши нетерпеливые расспросы. Он незаметно умыкнул несколько спичек из коробка, что лежал в печурке нашей огромной русской печи, и мы побежали в овраг. Пустые коробки всегда у нас были с собой, мы поднимали их на улицах про запас. Чего только не было в наших мальчишеских карманах! Как правило, обязательными считались два кремневых камушка и пустой спичечный коробок.
По дну Ярильского оврага протекал сильный ручей, собирающий воды множества родников, которые не замерзали в самые сильные морозы. На берегу ручья мы и разводили всегда костер — самое замечательное и любимое действо мальчишеской жизни. Здесь нас не могли достать взрослые, крутые склоны оврага отбивали самый жгучий «воспитательный» зуд с их стороны. При взгляде из глубины оврага вверх всегда брала оторопь — так высоки были склоны, и возникало острое чувство своей малости.
У ручья сложились свои бережка из мылкой ржаво-коричневой опоки. Удивительной прозрачности вода, громко журча, омывала известняковые камни, булыжники. В боковом ответвлении, откуда брал начало ручей, было устроено проточное корыто для полоскания белья. Как руки женщин терпели такую холодную воду? Несколько раз, когда нам надоедало купаться в Оке, мы устраивали на ручье запруду. О, как нам нравилось что-то строить! Всепоглощающий азарт охватывал нас, и мы как очумелые, торопясь и подгоняя друг друга, таскали камни, нарезали дерн, копали глину для обмазки сооружения.
—Давай, давай! — кричали мы, и неуемный восторг блестел в наших глазах.
И не было ни одного, кто пытался бы отсидеться и проволынить. Слава азарту, наполняющему жизнь смыслом, целью, пусть самой маленькой. Позднее, в школе, директор ее, инвалид Великой Отечественной войны, отдавший ей душу и правую руку, говорил о значении простой цели, помогающей преодолевать трудности: «Оставляя дома любимую игрушку, сладкую конфетку, думайте, мечтайте о них, и самые скучные занятия не будут казаться удручающе монотонными и ненужными». Филолог по образованию, он обладал к тому же ораторским даром, говорил складно и доходчиво. Иногда приводил в класс загулявшего после перемены ученика, крепко держа его за ухо левой единственной рукой, и говорил с издевкой: «Это же ребенок!» так, что получалось «жеребенок». Мы лишь робко улыбались, чтобы показать свою понятливость.