За последние годы мы ознакомились с уймой умных, но наивных предостережений. Звучат они все примерно одинаково: если власть то-то и то-то не сделает, то России конец…
Александр Ципко в статье «Изживание ценностей» («ЛГ», № 29) говорит о том, почему в «путинскую эпоху (Путин – «классический русский центрист, европеец, рыночник, но одновременно – воцерковленный русский патриот, оберегающий российскую государственность как самоценность, дитя столицы Российской империи») центризм не укрепился ни идейно, ни политически». С помощью замечательного русского философа Константина Леонтьева (1831–1891) я берусь утверждать, что именно потому и не укрепился, что Путин – европеец. Просто название одного из лучших публицистических трудов Леонтьева «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» отвечает на очень многие вопросы. Но углубимся в мысли философа.
Отклик на статью Станислава Смирнова«Великий не мой»Внимание мое в «Нижегородской правде» привлекла не столько верная статья Станислава Смирнова о Максиме Горьком «Великий не мой», сколько электронный форум, посвященный ей. Из горячей перепалки можно было узнать и о грамотности русских крестьян и о жестокости русского народа, и о том, кто такие подонки, а кто «вся мыслящая Россия», прочитать стихи Федора Тютчева (нет, не всем известные «в Россию можно только верить»), а другие, не менее яркие. Короче, бездна новых и истертых до дыр фактов. Приятно и понятно, что нижегородская интеллигенция начитана и по-прежнему, как 100 лет назад, гневлива, если её, словно кошку, гладят против шерсти. Смею направить заметку свою прямо в газету, а не участвовать в форуме потому, что никто не подметил главного. И статья, и форум – это суть неоспоримые проявления той самой неизжитой до сих пор гражданской междоусобицы, впервые зазвучавшей в полный голос после Крымской войны 1853-1856 годов. Изучая биографию великого русского мыслителя и публициста Константина Николаевича Леонтьева, называемого с конца ХIХ века консерватором и реакционером, я лишний раз убедился, что Россия – страна невыученных уроков. В те стародавние времена были «оттепель» (термин, введенный Ф. Тютчевым, а вовсе не И.Эренбургом), гласность (с декабря 1855г.), перестройка, восстание в Польше за отделение от России, ярые споры революционных демократов (Н. Добролюбов, Н. Чернышевский) и консерваторов (князь В. Мещерский, Ф. Достоевский, К. Леонтьев). Как всё знакомо, не правда ли? Та, 150 летней давности перестройка, закончилась, как известно, убийством императора Александра II, горбачевская перестройка привела к развалу страны. Нижегородский писатель увидел "другую Россию" в СШАЧтобы лучше понять свою страну, родной город, стоит побывать на чужбине. Ведь на расстоянии всё выглядит иначе. Так делали Горький и Есенин, Маяковский и Довлатов. Примеру великих решил последовать и Михаил Чижов, нижегородский писатель и публицист, путешественник, увидел «другую Россию» в США. Почему русские писатели что начала, что конца XX века обращались к теме США? Молодое государство, которое пойдёт своим путём, могло стать примером и для России? Стало ли? И каким примером? Обо всём этом Михаил Чижов рассуждает в своей книге «Испытание Америкой». Государство комфорта По мнению нашего героя, Россию и США в общем сравнивать, конечно, нельзя: обе страны сами по себе неоднозначны. И русские, и американцы - сторонники порядка, государства. Но вот отношения с этим самым государством у нас разные. Как считает М. Чижов, об американском гражданине оно заботится. К примеру, там в каждом жилом микрорайоне (коммьюнити) есть муниципальный теннисный корт, баскетбольная площадка, бассейн. Всё это в прекрасном состоянии. Вход - свободный. Возможно ли такое в наших ФОКах?.. 1 Мужик, что жил на шестом, последнем, этаже нашего безлифтового дома, не был вовсе малоимущим или каким-то брошенным изгоем, у него была даже личная автомашина. Однако царь небесный его лохматую голову с рыхлым, одутловатым лицом, с вечно приклеенной сигаретой к бесформенным губам, навещал, видимо, редко. Он и раньше-то, когда была жива его нежная старушка-мать, каждый вечер возвращался домой с бутылкой пива в руках, а как она скончалась, то совсем сорвался с рельс. Миниатюрная, словно Дюймовочка, его матушка являла собой образец вежливости, рассудительного спокойствия и здравого смысла. Бывало, поздороваешься с ней, случайно столкнувшись на лестничной клетке, она ответит ласково и непременно что-нибудь да скажет, и всё впопад и с философским смыслом. Она чувствовала, что я отличаю её среди пустоватых соседок, постоянно сидящих на скамеечках возле дома, и отвечала взаимностью. Кроме того, меня занимал вопрос такой резкой несопоставимости культурной мамы с этим, тогда еще молодым балбесом, сыном. Добавить комментарий
|