Так называется культурно-патриотическая акция в честь подвига народного ополчения Минина и Пожарского, проводимая с 2001 года по инициативе общественности городов Балахны и Нижнего Новгорода. В 2012 году, богатом на знаменательные исторические даты и объявленном годом Истории, самой значительной является 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов и восстановление российской государственности, утерянной в годы великой Смуты начала XVII века.
Великий Николай Карамзин в самых последних строках своей незаконченной «Истории Российской» вопрошал, имея в виду 1611 год: «И что была тогда Россия? Вся полуденная беззащитною жертвою грабителей ногайских и крымских: пепелищем кровавым, пустынею; вся юго-западная, от Десны до Оки, в руках ляхов, которые, по убиению Лжедмитрия в Калуге, взяли, разорили верные ему города: Орел, Болхов, Белев, Карачев, Алексин и другие; Астрахань, гнездо мелких самозванцев, как бы отделилась от России и думала существовать в виде особенного царства…; шведы, схватив Новгород, убеждениями и силой присваивали себе наши северо-западные владения, где господствовало безначалие, - где явился еще новый, третий или четвертый Лжедмитрий, достойный предшественников, чтобы прибавить новый стыд к стыду россиян современных и новыми гнусностями обременить историю…. Тихвин, Ладога сдались генералу Делагарди на условиях новгородских; Орешек не сдавался…». На этом рукопись Карамзина обрывается.
Смысл либеральных устремлений во все времена состоял в установлении такого порядка, при котором значение даже самой сомнительной по качеству личности было бы выше государства. Как в сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» требовала старуха, помните? Чтобы рыбка была у неё на посылках. В нашем российском случае либерал мечтает о безропотном государстве-слуге, чтобы можно за чупрун его таскать. И, посмотрев недельные новости по всем каналам «ящика», можно смело сказать, что их мечта в России сбылась. Уф! Наконец-то определились все прямые и вторичные признаки, присущие городу со статусом столичного. Трудно сказать, как закреплен юридически оный для Нижнего Новгорода, но вот нашлось в нем место для «сидения» полномочного представителя президента в Приволжье — вот тебе и столица округа. Мы-то, наивные жители, думали, что столичность — это нескончаемые пробки на улицах, бесконечные заборы из синего профнастила, полуразрушенные старые дома в центре города, сотни торгово-развлекательных центров. Но нет, это, прежде всего, искусственно создаваемая дороговизна жизни.
Яркий пример — плата за проезд в общественном транспорте. В двух наших признанных столицах (Москва и Санкт-Петербург) цена билетов давно уже зашкалила за 20 рублей, но там и зарплата столичная. «У нас тоже столица», — видимо, решила администрация Нижнего Новгорода, раз подняла плату сразу на 25%. Какое дело нашей, приволжской, столице до провинциальной Белгородской области, где платят 10 рублей за проезд в автобусе. Или до бывшего стольным Владимира, где плата за автобус составляет 14 рублей, а за троллейбус — 11. «Эх, сказанул, — махнут рукой в нижегородской администрации, — ведь Владимир был столицей 700 лет назад, а мы ноныче. Имеем право на 20-рублевый тариф и всех делов-то». В трехсоттысячном Дзержинске в автобусе платят 15 рублей, в троллейбусе — 12, но там, говорят, ходят списанные из Нижнего автобусы. Ладно, допустим. Однако в Дзержинске нет пробок на дорогах. Будем считать, пятирублевая надбавка за долгое стояние в транспорте, а не за быстроту и комфортность.
За последние годы мы ознакомились с уймой умных, но наивных предостережений. Звучат они все примерно одинаково: если власть то-то и то-то не сделает, то России конец… Александр Ципко в статье «Изживание ценностей» («ЛГ», № 29) говорит о том, почему в «путинскую эпоху (Путин – «классический русский центрист, европеец, рыночник, но одновременно – воцерковленный русский патриот, оберегающий российскую государственность как самоценность, дитя столицы Российской империи») центризм не укрепился ни идейно, ни политически». С помощью замечательного русского философа Константина Леонтьева (1831–1891) я берусь утверждать, что именно потому и не укрепился, что Путин – европеец. Просто название одного из лучших публицистических трудов Леонтьева «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» отвечает на очень многие вопросы. Но углубимся в мысли философа. |