Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 6 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Содержание
Константин Леонтьев: Россия, Турция и другие
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Все страницы
К 185-летию со дня рождения К.Н.Леонтьева   
1
Самым глубоким русским знатоком Турции и балканских проблем во второй половине XIX века был Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Известный писатель «золотого века» русской литературы, консервативный публицист, а, значит, человек с острым и наблюдательным умом, врач по образованию, он прослужил в Османской империи на консульских постах 10 лет.  Крит, Константинополь, Адрианополь (Эдирне), Тульча, Янина, Салоники – вот те города, где пришлось работать Константину Леонтьеву. «Русское знамя» своей дипломатической службы он держал всегда высоко, проявляя при этом дальновидность и мудрость. Принимая решения, доводя в донесениях и записках до Министерства иностранных дел свои соображения, Леонтьев постоянно руководствовался собственным правилом: «Нельзя мерить государственные дела только завтрашним днём».
Из названия статьи сразу же становится ясно, что будет сделана попытка рассмотреть в отраженном свете XIX века реалии и последствия российских действий на Ближнем Востоке в XXI веке, и, прежде всего, обострение отношений с Турцией и Украиной. В последнее время часто можно слышать такое вот безапелляционное суждение, что уроки истории никого не учат, да и не могут они служить примером к конкретным действиям, ввиду изменившейся политической обстановки. Смею утверждать, что подобные утверждения исходят из уст тех политиканов, что уже получили по лбу от суковатого и крепкого черенка граблей Истории, на чьи зубья они, близорукие, наступили. Да, и с психологической точки зрения замалчивание о двойках на уроках истории вполне объяснимо: кто же будет рассказывать о своих промахах.

Итак, исторические параллели. Сначала о внешней стороне взаимоотношений России и Турции, насчитывающих 12 войн, начиная с 1568 года. В прямых военных противостояниях два соседа находились 69 лет, и в 10 из 12-ти войн Россия крепко била своего соперника.
Леонтьев отмечал, что главный «принцип, во имя которого мы всегда вмешивались в дела Востока, был не племенной, а вероисповедный». Даже самый неудачный Прутский поход, во время которого русская армия испытала позорное поражение под личным руководством Петра I в 1711 году, имел целью поднять православных валахов (румын) и молдаван на борьбу с мусульманской Османской империей. С военной и политической точки зрения этот план был бездарно провален: привлечь на русскую сторону удалось лишь предварительно подготовленного молдавского господаря Дмитрия Кантемира. Валахи лишь ждали, на чью сторону склонится чаша военных весов. И она склонилась, но... увы. Турки и крымские татары окружили в полевых условиях русские войска на берегу Прута. Отчаявшийся Петр сам запросил мира, который и был заключён на турецких условиях с потерей всего северного побережья Азовского моря, только что завоеванного. 37 тысяч русских воинов погибли от жажды, голода и болезней, да плюс 5тыс. пало в боях. Последствия были бы ещё более печальными, но… помогла, как всегда, взятка…
Тюрки-сельджуки при создании своей империи подмяли под себя многие народности в основном православного вероисповедания: греков, сербов, болгар, валахов, молдаван, армян, грузин. Все они когда-то входили в состав Византийской империи вероисповедной преемницей которой стала Русь. Именно Константин Леонтьев ввёл в широкий оборот термин византизм, Включающий в себя монархический абсолютизм, крепкое православие и неколебимую веру народа в эти два принципа. Опыт консульской службы, направленный, прежде всего, на защиту интересов и прав христиан в Османской империи способствовал выработке чеканных постулатов. «Для существования славян   необходима мощь России. Для силы России необходим византизм… Тот, кто воюет против византизма, воюет, сам не зная того, косвенно и против славянства; ибо что такое племенное славянство без отвлеченного славизма?»

«Пустой звук», - прямо ответим мы на этот вопрос, зная, что и сам Леонтьев придерживался такого же мнения. Славизм как теория и идеология славянских народов за сто с лишним лет так и не был выработан. И посему Леонтьев оказался безмерно прав: любое ослабление России самым негативным образом отражается на судьбе славянских народов. Именно народов, а не их оборотистых руководителей, которым, как показала история, лишь бы спрятаться за чью либо широкую спину, пусть даже и вражескую в недавнем прошлом.
«Мы – малый народ, - говорил мне лет 10 назад один молодой болгарин, - и наша задача найти своевременную поддержку у сильного государства. До 1991 года Россия была сильна – мы были с вами. Ослабли вы – болгары примкнули к новой империи – ЕС». Вот так! И невдомек болгарину, что это признание в предательстве.
За 140 лет до этого разговора консул Леонтьев раскусил эту своеобразную сущность соседнего славянского народа. Свой самый известный труд «Византизм и славянство» (1873) он закончил следующей фразой о болгарах: «Страшнее всех их (немцев, французов, поляков – М.Ч.) брат близкий, брат младший и как бы беззащитный, если он заражен чем-либо таким, что по неосторожности, может быть для нас смертоносным».  
К этой смертоносной заразе Леонтьев причислял неверность, шаткость религиозных убеждений, желание создать собственную церковь и отойти от Константинопольской Вселенской Патриархии. Подобный путь выбрали, например, болгары, получившие в 1870 году от султана фирман о болгарском экзархате, закрепляющий создание самостоятельной болгарской церкви. Туркам, конечно, церковный разлад был выгоден, потому что соблюдался «святой» принцип руководства «разделяй и властвуй». Вышедшие из-под русского православного влияния болгары стали иметь собственное националистическое «мнение», враждебное России.

«Теперь, когда национализм ищет освободиться, сложиться, сгруппировать людей не во имя разнородных, но связанных внутренне интересов религии, монархии и привилегированных сословий, а во имя единства и свободы самого племени, результат выходит везде более или менее однородно-демократический. Все нации и все люди становятся всё сходне и сходне и вследствие этого всё беднее и беднее духом», - отмечал Леонтьев в статье «Плоды национальных движений на православном Востоке».
Ещё раньше возникла униатская церковь, получившая название от объединения (унии) в Бресте (1596) православной церкви Украины и Белоруссии и католической. Часть православных украинцев и белорусов признали над собой главенство римского папы, но вели службу по православным канонам и на славянском языке. Нет сомнений, что Россия давно бы имела в лице самостоятельной Украины заклятого врага, как ныне, если бы не Переяславская Рада (1654), объединившая Россию с Левобережной Украиной, с восстановлением московского патриархата. То есть случилось внутреннее объединение во имя интересов религии, а, значит, оно прочное.
Возможно, либералы объяснят нижеследующий факт  простым совпадением. Униатскую церковь на территории современных Украины, Белоруссии, Румынии, Словакии, Польше запретили в 1946 году, а с середины 80-х она стала возрождаться, что и послужило усилению религиозного сепаратизма на Украине и в других названных странах. Он (религиозный сепаратизм) привёл, как в Болгарии, к национализму политическому, государственному, который по утверждению Леонтьева «становится губителем национализма культурного, бытового». Религия, как известно – часть культуры.

История подтвердила пророческие выводы Леонтьева, хотя, казалось бы, атеистическая пропаганда за сто прошедших лет достигла немереных успехов, но влияние религии на исторический процесс, тем не менее, четко прослеживается. Ведь именно Западная Украина возродила бандеровское движение и создала «новый» тип русофоба. Думается не надо тратить лишних слов для подтверждения крайнего русофобства Польши. К великому сожалению вирус русофобии из-за нашего недосмотра, как в Украине, активно размножается и в Белоруссии.
2
Фёдор Достоевский (26.02.1873г.) после прочтения статьи Леонтьева «Панславизм и греки» написал историку М.П.Погодину: «Эта статья меня даже поразила. … Меня поразил особенно последний вывод о том, что собственно должен означать для России Восточный вопрос отныне? (Борьба со всей идеей Запада, то есть с социализмом)». Погодин ответил: «Предстоит борьба России с Западом из-за чего бы то ни было, а вероятно из-за Востока». Леонтьев, что называется, раскрыл глаза русским мыслителям на существо проблемы панславизма и Восточного вопроса. Война, гибридная, холодная, горячая ли, России с Западом из-за Востока продолжается.
Спустя четыре года, во время Русско-турецкой войны (1877-1878), освободившей болгар от турецкого владычества, Достоевский сформулировал более хлёсткую, чем Леонтьев,  фразу. Она более известна: «…по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, - не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!»   
Мало того, Леонтьев предрекал печальные последствия от объединения славян в единый союз только на политической и государственной основе, а не на культурной (религиозной) и бытовой. «Образование одного сплошного и всеславянского государства было бы началом падения Царства русского. Слияние славян в одно государство было бы кануном разложения России, «Русское море» иссякло бы от слияния в нем «славянских ручьев».

Вот такой, казалось бы, парадокс, гениально предсказанный Леонтьевым за 127 лет до развала социалистического лагеря, состоявшего в основном из славянских народов. Правда, Леонтьев даже в ту далекую пору предупреждал, что в этот союз он не включил бы мадьяр, чехов – «буржуа из буржуа», поляков и прибалтийские народы – они «ломоть отрезанный». Они-то, как показала история, и были первыми смутьянами и кандидатами на выход из союза стран народной демократии.
Многие факторы сыграли тут свою роль, но этот разбор выходит за рамки нашей темы. Удивительно только, что исторический материализм согласно марксизму-ленинизму, отвечающий всем объективным (то есть не зависящим от воли человека) законам развития общества, производительных сил и производственных отношений, дал такую осечку. По всем его канонам социализм, как более высокая ступень прогресса, о котором столь критически рассуждал Леонтьев в «Византизме и славянстве», должен бы победить, подмять капитализм, стоящий ниже на ступеньку. Но не случилось. Роль личности в истории, которой в истмате уделялось весьма скромная роль, оказалась несравнимо более весомой. Три предателя или неумных человека (Хрущёв, Горбачёв, Ельцин) сломали всю теорию. Они превратили теорию в гипотезу.
Леонтьев выдвинул другую гипотезу. Либеральная модель капитализма – это последняя стадия исторического процесса, а за ней - пустота, небытие. То ли в силу нравственного опустошения, то ли ядерного уничтожения всех и  вся, то ли из-за экологической катастрофы, вызванной антропогенным загрязнением, то ли по причине замены человека искусственным разумом, то ли...  Чья гипотеза окажется вернее? Дело за историей.

Касательно роли личности в истории Константин Леонтьев отмечал: «Сознательное побуждение великого человека, его собственный взгляд на предстоящее дело – очень важны для его биографии, для определения его личности, для общей психологии, наконец. Но для политической истории важнее результат действия, влияние политической поступка на дальнейший ход дел». Сталинская жесткая «дисциплина интересов и страстей» (Леонтьев) обеспечивала единство и созидание, подтвержденное ходом исторического развития. Стоило лишь Хрущёву заменить диктатуру пролетариата буржуазной идеологией потребления, как страны народной демократии стали считать себя вправе национально отделиться. «Распадение же на части, как результат ослабления единства, есть конец всему», - неустанно повторял Леонтьев.
Блестящее (хотя и трагичное) подтверждение получил в Советском Союзе вывод Леонтьева о перерастании национальных движений в буржуазные революции. Провозглашение Ельциным национальной обособленности Российской Федерации в составе многонациональной империи с названием СССР 12 июня 1990 года, её независимости от центральной власти привело к усилению центробежных сил в Союзном государстве, к контрреволюции, к возврату буржуазно-мещанских ценностей и, как следствие, развалу Союза. Спустя четверть века мало тех, кто осознает открытую Леонтьевым взаимосвязь, но много тех, кто искренне  отмечает 12 июня, как всенародный праздник.
И этот процесс распадения всё ширится и развивается. СССР, Югославия, Молдавия, Грузия, на пороге отделение Каталонии от Испании, Шотландии от Англии, даже Техас, и тот задумался о сепаратизме. Ленинский лозунг о праве наций на самоопределение живёт и побеждает. Но это пиррова победа, особенно, на примере СССР, расколотого на 15 национальных квартир. Теперь раскол, самый страшный - религиозный, грозит и новой России, где мусульмане в большинстве своём сунниты, как турки и азербайджанцы.

3
Вот о России и Турции поговорим подробнее.
«Россия – не просто государство; Россия, взятая во всецелости со всеми своими азиатскими владениями, это целый мир особой жизни, особый государственный мир, не нашедший ещё себе своеобразного стиля культурной государственности, - отмечал в публицистических статьях Константин Леонтьев. - Потому не изгнание только турок из Европы и не эмансипация только славян, и даже не образование во что бы то ни стало из всех славян, и только из славян, племенной конфедерации должны мы иметь в виду, а нечто более широкое и по мысли более независимое. Это… должно быть не чем иным, как развитием своей собственной, оригинальной Славяно-Азиатской цивилизации, от Европейской (или Романо-Германской)… отличной…» (выделения сделаны Леонтьевым).
Для создания такой цивилизации К.Леонтьев разработал план, включающий в себя: присоединение Константинополя с округом в Малой Азии и Фракии к России, образование на обломках Турции православной и необязательно славянской конфедерации из Греции, Сербии, Румынии и Болгарии. 
Удивительно фатальной по неосуществимости представляется вековая цель России присоединения Царьграда и взятие под контроль узких проливов Босфор и Дарданеллы, соединяющих Черное и Средиземное моря. Цель, которую, наверное, ставил ещё Вещий Олег (907г.), прибивая свой щит к вратам Царьграда. Лишь один XIX век даёт три ярких примера подобной фатальности. В 1829 году русские войска заняли Адрианополь, турецкая армия разбита, ещё два-три пеших перехода и Царьград наш, но…. Англия нажимает на Николая I, и тот заключает мир с султаном. Почему??? Можно ставить сколько угодно вопросительных знаков, только вот правды мы, видимо, никогда не узнаем. Ясно, что без предательства не обошлось, а англичане своих шпионов не выдают.

Через два года (1831) началась война между Египтом и Османской империей из-за Сирии (!). Мухаммед Али, правитель Египта, в качестве платы за помощь османам в борьбе против греков попросил у Махмуда II отдать ему Сирию. Султан отказал, тогда Мухаммед Али взял Сирию силой, и, разгромив турецкую армию, приближался к Константинополю. Необъяснимо и удивительно, но Николай I вдруг (?) решил помочь заклятому врагу – Османской империи. Казалось бы, поддержи Египет, и проблема проливов и выхода в Средиземное море решена чужими руками. И вновь «но».  И вновь нажим англичан.
Русско-турецкая война 1877-1878гг. Турки разбиты! Русские войска берут Сан-Стефано, что в 15 километрах от Стамбула, в котором, по воспоминаниям очевидца князя В.Мещерского, уже строят трибуны для почетных гостей, принимающих парад победителей - русских войск. Но опять окрик из Лондона, и русский царь покорно склоняет голову: войска отводятся, трибуна разбирается, русская кровь пролита напрасно. Мало того, это царское решение стоило ему жизни: революционное движение в России после потрясения от такой измены вспыхивает с необыкновенной силой. Царя взрывают в 1881году.
Век ХХ даёт нам ещё более удивительные примеры таинственной недоступности турецких проливов.
Три ведущие страны Антанты (Россия, Франция и Англия) после начала мировой войны вступили, как тогда было заведено в международных делах, в секретные переговоры по разделу территорий побежденных в будущем стран. Нечто вроде своеобразного допинга для энергичного ведения военных действий. Так вот, по англо-франко-русскому соглашению 1915 года к России после победы переходил Константинополь (вожделенный Царьград) и Черноморские проливы Турции. Антанта победила Германию, но уже без России, выведенной из войны английской разведкой, организовавшей с помощью русских масонов отречение Николая II и подготовку Временным правительством приказа №1, развалившего русскую армию. В этом логическая суть февральской буржуазной революции – Англия не хотела отдавать русским Константинополь и стратегические проливы.

Вообще-то постоянство внешней политики достойная черта. Англичане (и вообще англосаксы) давно, с 16 века, считают Россию врагом и не изменяют этому чувству до сих пор, всячески вредя России. Кроме случаев, когда им становится совсем плохо, и они вынуждены быть союзниками России. Но не для русского блага, лишь бы самим уцелеть. 
4
Османская империя, как союзник Германии, потерпевшая поражение в ходе Первой Мировой войне, была разделена между Англией и Францией. Иорданию, Палестину и Ирак захватила Англия (Египет с 1882 года был оккупирован Англией – русские даже не пикнули по поводу такого наглого произвола). Сирия и Ливан достались Франции.
В 1920 году Англия приступила к захвату основной территории Турции, взяв 16 марта Стамбул. Греческое войско высадилось в Измире (Смирна) и успешно продвигались к Анкаре (Ангоре), полные решимости окончательно разделаться со своим заклятым многовековым врагом.  Османский генерал Мустафа Кемаль, взявший власть в свои руки усиленно искал союзников, чтобы сохранить хоть какую-нибудь территорию за турками. Как ни странно, нашел его, единственного, в лице Советской России.
Ещё в далёком 1867 году в секретной записке Николаю Игнатьеву - послу в Константинополе – Леонтьев сообщал, что «турки просто растеряны… они предпочитают всякому другому исходу – подпадение под власть России». Мустафа Кемаль (Ататюрк) знал, разумеется, о таких настроениях рядовых турок, они пугали его, честолюбивого националиста и патриота. Тогда он и решил сыграть на русских чувствах, которые, по словам  Леонтьева, делают нас «благодетелями человечества».

К 1920 году граница с Россией проходила около Эрзинджана и вся северо-восточная Анатолия была в руках России. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять в каком, по сути, безвыходном положении была Турция. Ататюрк в письме Ленину (26.04.20г.) выставляет себя борцом с империалистической Арменией и берётся помочь Советам в присоединении Азербайджана. Отказываясь от притязаний на Закавказье, Ататюрк откровенно блефует. Ни военных сил (армия в 90тысяч солдат без достаточного количества винтовок и патронов), ни других возможностей у него нет, ни тем более, воевать на два фронта, так как с запада наступают греки. Ко всему прочему Советской России не требуется никакой помощи: в ночь на 28 апреля 11-ая красная армия освобождает Баку. И, думается, что 11-ая красная армия с легкостью могла бы пройтись по Малой Азии вплоть до Босфора.
В следующих письмах Ататюрк марксистскими фразами убеждает Ленина, что собирается в случае помощи от России построить турецкое социалистическое государство. Для подтверждения серьезности своих намерений будущий Ататюрк (отец турок) своих министров называет комиссарами, обещает раздуть пожар мировой революции на Ближнем Востоке, Месопотамии. Ленин с удовольствием проглатывает такую наживку и уже летом 1920 года ссужает слабой Турции 1млн. золотых рублей, 6 тысяч винтовок, 5 млн. патронов и 17,6 тысяч снарядов. А как иначе, ведь Ататюрк сражается с империализмом, с несправедливым Севрским соглашением, выработанным странами Антанты и оставляющим собственно Турции лишь клочок земли вокруг Ангоры (Анкары), где заседает Великое национальное собрание Турции во главе с Мустафой Кемалем (будущим Ататюрком).

В феврале-марте 1921г. в Москве созывается международная конференция по вопросу урегулирования взаимоотношений РСФСР и Турции. При этом по требованию турецкой стороны представителей Армении не приглашают. Результатом этих переговоров стал Московский договор от 16.03.21г. о дружбе и сердечных (есть такой эпитет в тексте) отношениях между Москвой и Анкарой. Земли в Малой Азии общей площадью 23,6 тыс.км2, завоеванные царской ещё армией, были просто-напросто подарены националистической Турции. Отданы врагу с более чем 300-т летней историей. В секретной части договора предусматривалась поставка 10 млн. рублей золотом, которые и были поставлены, несмотря на свирепый голод в Поволжье. Возможно, что часть золота и других драгоценностей из русских, православных церквей и монастырей, конфискованное в эти годы, пошла на нужды Турции. Ах, эта «мирная» и мировая политика, так близко стоящая к забвению собственных интересов!
И ещё поставлены десятки тысяч винтовок, миллионы патронов, сотни пулемётов, 54 артиллерийских орудия и 129,5 тыс. снарядов к ним.
По Карскому договору (13.10.21г.) советскому Азербайджану переданы Нахичеванская область и Карабах. Последний, возможно, в наши дни станет яблоком раздора между Арменией, входящей в состав Таможенного союза, и Азербайджаном, о котором Ататюрк говорил: «Один народ – два государства». Да, что вспоминать старые времена, если в декабре 2015 года президент Азербайджана Алиев заявил о поддержке Турции, сбившей российский самолет СУ-24 24 ноября 2015 года. При этом он отметил, что «Азербайджан навсегда будет рядом с Турцией», то есть против России.
Переделы границ, забвение собственных интересов ради сомнительных союзников – самое верное дело, приводящее в последующем к войнам и гибели народов. История тому порука.
После победы Ататюрк организовал геноцид христиан, евреев и курдов, запретил ладино, курдский и все остальные языки, кроме турецкого. Он создал моноэтническое государство, заявив: «Турция очистилась от предателей христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам».

Всё «освобождение» Турции произошло согласно предупреждениям Леонтьева: «Теперь (после объявления «прав человека») всякое объединение, всякое изгнание, всякое очищение племени от посторонних примесей даёт одни лишь космополитические результаты».
Этими результатами восхищался Гитлер, который говорил одному из исследователей турецкой «революции» следующее: «То, что вы видели в Турции, мы должны будем совершить в будущем также для того, чтобы освободить себя». В 1942 году турки сконцентрировали на границе с СССР армию в 800 тыс. человек, и ждали лишь падения Сталинграда, чтобы ударить в спину русским. Тем самым русским, что спасли Турцию в 1920 году. Нашлись у Ататюрка последователи и в XXI веке. Это Украина и, скорее всего, Азербайджан, где также активно насаждается русофобия.
5
Кстати о курдах, которых Ататюрк постановил называть турками. Курды в нынешнем противостоянии с Турцией, после того, как турки сбили 24 ноября 2015года наш бомбардировщик СУ24М, могли бы стать нашими верными союзниками в борьбе с ИГИЛ. Но… теперь уже не станут. Не станут, потому что буржуазная Россия предала в 1998 году курдского лидера Абдуллу Оджалана, и он уже 16 лет томится в турецкой тюрьме.
Об этом «предвидение» (предательстве) с нашей стороны подробно рассказывает востоковед Саид Гафуров в статье «Курды решают всё» («Литературная газета» №51-52 за 2015г.) Он приводит такие слова Оджалана: «Поведение России было (в 1998году – М.Ч.) ещё более (чем в Сирии, где раньше скрывался Оджалан – М.Ч.) бесчестным: ради проекта «Голубой поток» и десяти миллиардов долларов кредита МВФ нас силой выгнали из Москвы». По этой причине А. Орджалан был схвачен в Найроби и отдан властям Турции. Теперь РПК (Рабочая партия Курдистана) воюет против турецких притеснений без своего признанного лидера. Теперь и Россия в XXI веке без союзников в борьбе против ИГИЛ и Турции, ему помогающей.

«Предвидение» носило особо кощунственный характер, ибо 4 ноября 1998 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации абсолютным большинством голосов утвердила обращение к президенту РФ Б.Н.Ельцину о предоставлении политического убежища в Российской Федерации лидеру Рабочей партии Курдистана Абдулле Оджалану.
Однако ради сиюминутных выгод («Голубой поток» и 10млрд.$ кредита МВФ) Ельцин это обращение оставил без внимания. Для предателей, согласно Данте, приготовлен самый страшный круг ада – девятый. Как тут ещё раз не вспомнить Леонтьева, призывавшего оценивать деяния лидеров по истечении значительного времени.
6
 «Там «Святые места»… Там близко и Гроб Господень… Там ещё не угасли вполне – Святые и великие очаги Православия… Не можем мы отдать всей этой нашей Святыни и древних источников силы нашей», – так отзывался Леонтьев о важности Ближнего Востока для России.
Вспоминая Леонтьева и его «исповедный» принцип вмешательства России в дела Востока, желательной представлялась бы причина военной помощи Сирии как защита христианских святынь в этом государстве. Как бы архаично она не звучала, она была бы понятна всем правоверным мусульманам и, тем более, христианам. Ведь члены  международной игиловской банды проповедуют ложный ислам. Они еретики от Корана, они ненавистны и суннитам, и шиитам, и алавитам.  
Святынь, связующих Сирию, как колыбель христианства, и Русскую Православную Церковь (РПЦ) множество. Ведь устав, канон и монашеские одеяния РПЦ унаследовала от Антиохии, где есть первый в мире женский православный монастырь святой Феклы, где сохранился арамейский язык, на котором говорил Иисус Христос. Здесь мужской монастырь Херувимов, в котором сохранилась икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой.

Защита религиозных ценностей выглядела бы безупречной и с политической точки зрения, так как абстрагировалась бы от президента Башара Асада, против которого выступают США. Просьба о защите христианских ценностей от ИГИЛ (головорезы его уже разрушили Пальмиру) могла исходить от Патриарха Антиохийского Игнатия IV.
Бездуховность западной цивилизации объясняется, прежде всего, забвением христианских ценностей, безбожием. Сколько бы раз западный мещанин не прочел на долларовой бумажке In God We Trust (Надеемся на Бога) он выше духом не станет. Религия – суть разновидность идеологии. И вновь можно вспомнить Леонтьева, отмечавшего приоритет религии и идеологии вообще. Он говорил, что не народ важен, а важна идея, что господствует в массах и ведет их за собой.
Вспомним движение «хиппи» в западных странах в 60-ые годы прошлого столетия. Молодым людям претило отсутствие объединяющих идей. Они тянулись в стаю, в общество, что предложило бы им занятие, поражающее новизной, возвышающее самомнение. У молодых ещё живы сердечные движения. Недаром английская мудрость гласит: «Если в 19 лет, ты не революционер, то у тебя нет сердца. Если в сорок лет, ты не консерватор, то у тебя недостаток ума».
Что может предложить молодежи безыдейное общество потребления? Ровным счетом ничего существенного. Является ли ИГИЛ проектом США или нет – это не важно. Главное, что приток молодых людей в его ряды практически постоянен. Новые поколения – новые пополнения. Приток обеспечен и из России, вставшей на такой же безыдейный капиталистический путь развития после  социалистической идеологии.

Леонтьев предупреждал, что государство «буржуазной всеобщей мерзости» не может дать людям «особой жизни и не освящено в их глазах особыми идеалами, преимущественно религиозными». Люди не станут дорожить таким государством – предупреждал Константин Леонтьев 130лет назад. И они не дорожат, а создают новый «халифат» по примеру ИГИЛ.
И буквально озноб по коже, когда читаешь у Леонтьева «Все менее и менее сдерживает кого-либо религия, семья, любовь к отечеству, - и именно потому, что они все-таки еще сдерживают, на них более всего обращают ненависть и проклятия современное человечество. Они падут – и человек станет абсолютно и впервые «свободен».
В новом «халифате» все будут свободны от религии, семьи и любви.
Ищите причины, и закономерности откроются.
Январь 2016 года