Содержание |
---|
Рогожка |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
Ты погляди: не осталось ли
что-нибудь после меня?
Рабиндранат Тагор
Есть люди, оговорюсь их немного, невольно притягивающие к себе других людей своей открытой мудростью, простотой в общении, добрым участием. К ним идут за советом и помощью, а некоторым достаточно просто посидеть рядом, чтобы пропитаться духовной силой, излучаемой ими. И совсем не обязательно бывают они служителями церкви, скорее, наоборот, но хочется им открыться как некогда, в старые времена, духовнику.
С каждым месяцем, годом мы с трудом привыкаем к очевидному факту, но при разговоре редко поправляемся, когда речь идет о XIX столетии, называя его прошлым. Увы, он уже позапрошлый. Не знаю как кому, а мне жаль, что мы все дальше и дальше уходим от Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова, Крамского и Левитана, Мамонтова и Третьякова и многих других, обеспечивших немеркнущую славу российской культуре. И были десятки, даже сотни других, определивших достижения ушедшего века, но менее известных ныне и даже забытых из-за уродливых призывов о необходимости разрушения старого мира во имя призрачного нового, совсем не очевидного своей ценностью.
Есть места, в которые хочется возвращаться раз за разом, чтобы посидеть в одиночестве на берегу умирающего пруда, послушать пение птиц и задумчиво смотреть, как планируют невесомые осенние листья на черную гладь воды. Эти места не сами по себе хороши и притягательны, а озарены светом добрых людей.
В быстро сгущающихся августовских сумерках наш автомобиль мчался из Санаксарского монастыря в усадьбу Карамзина — деревню Рогожку. Мы тешили себя надеждой добраться засветло. День был солнечным, ласковым, и, хотя по небу постоянно плыли величественные горы облаков, словно убежавшие с картин Дубовского, солнце неведомым образом ими не закрывалось. Оно как свет против тьмы, добро против зла до самого заката боролось с тучами, постоянно их побеждая, и подготовило для своего ухода чистый небосклон, на который с востока, однако, наступала черная от злости грозовая громада. Мы остановились, чтобы проводить солнце. Находясь прямо у линии горизонта, оно в упор глядело последними своими лучами нам в глаза, заставляя отворачиваться, наклоняться. Так люди потупляют взор, прощаясь с любимым человеком. И была с нами маленькая, восьмилетняя девочка, которая закричала: «Смотрите, оно, как рыжий кот, протягивает нам оранжевые лапы!» Мы засмеялись, и она что-то замурлыкала, ободренная нашим вниманием.
Как только солнце скрылось за горизонтом, черная противница-туча быстренько затянула место заката и пролилась частыми слезами. И замелькали вновь деревья перед нами. Церковь в Николаевке приветствовала нас нарядной, свежей окраской. На дороге, уходящей в гору на фоне закатного неба, два черных силуэта путников представились нам одиноко бредущими сказочными великанами. И весь этот простор, и неоглядные дали с одинокой парой в мерцающих сумерках зародили неясную тревогу и грусть.
В кромешной, почти осенней темноте мы едва не проскочили малозаметный поворот к усадьбе. Нас ждали. На первом этаже гостевого дома была натоплена баня. Тепло прогретых березовых и сосновых досок щекотало ноздри чарующими запахами. Попарились, знатно погрелись мы, иззябшие и помятые длинной дорогой. И душа согрелась и обмякла, словно веник в горячей воде.
За неспешным ужином тихо рассказывал о своей работе главный врач Рогожской участковой больницы и, по сути, хозяин гигантского парка, каскада из пяти прудов, надела пашни, короче, всего того, чем ранее владел известный в Нижегородской губернии заводчик и благотворитель Александр Николаевич Карамзин, сын знаменитого русского историка. Скорее это был рассказ об иссушающей силу и волю современной нищете, в которой прозябает российское здравоохранение, и тем более земское, районное.
— На всё про всё, еду и лечение, в сутки на одного больного выделяется около 5 рублей — «гигантские» деньги по нынешним временам,— с нескрываемой горечью говорил он.— Приходится применять народные методы лечения: готовим для больных настои из трав, листьев, корней вместо таблеток, уколов и вливаний. Настои из корней цикория, да, да, того самого, что употребляли раньше для добавки в кофейные напитки, прописываем при заболеваниях кишечника и желудка. Отвары из листьев орешника даем при лечении почек, чистотел — при неполадках в женских системах,— грустно улыбаясь, продолжал наш хозяин.— Ряску, что зеленым ковром покрывает заводи прудов, промываем и добавляем в салат. Кстати, ряска — это непростое растение, это не водоросли, а особые водные травы. Иногда безнадежно больных возим в Кошелиху к чудодейственным камням Серафима Саровского. Жена моя, как занеможет, тоже ездит туда и возвращается физически и духовно обновленной. Однажды, на Крещение, я с двумя приятелями был там, и мы поставили свечку возле самого «сильного» камня. После того как догорела свеча, вокруг камня «загорелся» снег. Да, да! Не удивляйтесь. Это был тот волшебный огонь, что ежегодно сходит с небес перед Пасхой в главный православный храм Иерусалима. Синеватое, бездымное свечение не обжигало, но снег вокруг камня заметно просел.
У нас не возникло даже тени сомнения в истинности повествования главврача. Речь его, спокойно-рассудительная, обладала большой силой внушения и буквально завораживала, но не фантазией и выдумкой, а высшей степенью правды, очевидцем событий которой он был. Дальше последовали его совсем уж невероятные истории об общении с домовым — хранителем дома. Наша беседа превратилась в некий спиритический сеанс, очень модный в начале прошлого века. Сам же главный врач, с чеховской бородкой, одухотворенным лицом, обширными знаниями, был похож на земского врача.
Наутро спустился первый за лето туман. Все звуки глохли в молочно-белом воздухе, столь плотном, что в 30 метрах ничего не было видно. Толстоствольные ветлы, раскидистые дубы и могучие липы беспомощно никли, будто оглушенные непроницаемым туманом, неожиданно спустившимся на них. Я обошел все постройки в усадьбе: двухэтажное здание больницы, 30 окон которой смотрят на самый большой пруд; амбулаторию, бывший родильный дом; одноэтажное кирпичное здание электростанции, запущенной 90 лет назад на пожертвования помещицы Щербаковой. Деревянные дома бывшего управляющего и обслуживающего персонала больницы полностью развалились. Парк, гордость усадьбы, умирал. Полуторавековым деревьям без ухода было неуютно. Многие из них старость согнула или сломала. Сломанные части, наполовину утонувшие в пруду, беспомощно раскинув черные неживые ветви, напрасно взывали о помощи: денег на их содержание не было.
Неказистый с виду каскад прудов, затянутых ярко-зеленой ряской, имел уникальную конструкцию. Ложе прудов — тысячи дубовых чурбачков, плотно друг к другу вбитых в дно торцами с глиняной прослойкой, поверх которой сплетенный из ивовых прутьев ковер, также покрытый глиной. Двойной глиняный замок. Семиметровой высоты плотина, выдержавшая сто пятьдесят весенних половодий. Уникальная система для поддерживания уровня воды, за счет искусственно созданного заливчика с особым режимом дренажа. Всё делалось с душой и на века.
После завтрака главный врач принес альбом с фотографиями владельцев усадьбы и план ее. Ровно 150 лет назад, в 1851 году, в родительскую вотчину приехал, и как оказалось навсегда, 35-летний отставной гвардейский поручик Александр Карамзин. Имя отца, знаменитого историка и действительного статского советника, награжденного орденом святой Анны первой степени, без сомнения, помогло бы ему сделать блестящую военную карьеру, но его деятельная натура тяготилась условностями армии и высшего света. Он сделал выбор в пользу дела, развития хозяйства, помощи крестьянам. Уже через два года Карамзин пускает в работу железоделательный завод, который в честь жены, княжны Натальи Оболенской, называет Ташин-ским. Таша — так ласкательно-уменьшительно звал он жену. Возникший вокруг завода поселок стал называться Ташино вплоть до 1951 года.
Спустя некоторое время после приезда молодого помещика удивила высокая смертность рожениц и их детей. И он тут же принял меры: в каждом селе имения построил избы, в которых постоянно топились печи для приготовления горячей воды и дежурили повивальные бабки, выписанные из Нижнего Новгорода. Вблизи деревни Рогожки Карамзин заложил на 17 гектарах парк и воздвиг большой двухэтажный хозяйский дом, оранжерею, а рядом приют для детей сирот. На фотографии седой человек с благородным лицом в окружении ребятишек. Позднее он передает парк Ардатовскому земству под участковую больницу, построенную в 1895 году по наказу к тому времени уже покойного Карамзина графиней Клейнмихель. Соседи, помещики, не понимали его благотворительных устремлений, посмеивались за его спиной, в том числе и Ильинские, один из сынов которых, Игорь, стал впоследствии знаменитым актером.
В 1884 году Александра Николаевича не стало. Две недели непрерывным потоком шли крестьяне окрестных деревень, чтобы проститься с человеком, много сделавшим для облегчения их жизни. Похоронен был Карамзин в склепе возле алтаря церкви, в селе Большой Макателем. Так спокойно лежали бы его и жены останки, если бы... не революция.
До чего же настойчиво и убийственно была поставлена пропаганда новой власти: помещичий дом раскатали по бревнышку, склеп вскрыли. В 1923 году ВЦИК разрешил, а точнее приказал, своим указом вскрытие дворянских захоронений по ленинскому призыву «грабь награбленное». Сохранился акт вскрытия могилы Карамзина. Советская власть обогатилась двумя обручальными кольцами. Череп Карамзина взял учитель местной школы в качестве учебного пособия. Надгробие из черного гранита с высеченными датами жизни Карамзина и его жены затащили в алтарь, приспособленный под избу-читальню. В самой церкви разместили колхозную машинно-тракторную станцию.
Главный врач, у которого мы гостили, настойчиво обивая начальственные пороги, добился вскрытия места захоронения для перенесения останков в более достойное место. Позднее, по Божьему провидению, нашелся в «литейке» Ташинского завода и могильный крест. Штыри, торчавшие из него, точно подошли к отверстиям надгробия.
Через день повторно отпели над останками меценатов — Александра Карамзина и его жены Натальи Оболенской.
Мы с горящими свечами в руках стоим в бывшей больничной церкви, рядом два маленьких гробика с останками. Матушка Сергия, настоятельница Дивеевского монастыря, с пятью монашками, два протоирея, приходской священник совершают обряд прощания и прощения: псалмы, тропари, канон, стихиры, разрешительная молитва. Все это можно воспринимать как невнятное бормотание святых отцов, если не знать хотя бы нескольких фраз из погребального стихира: «Какая сладость в жизни пребудет не причастною печали? Чья слава устоит на земле непреложной? Все здесь — ничтожнее тени: все обманчивее сна; одно мгновение — и все это похищает смерть... Куда девалось пристрастие к миру? Где мечты о временном? Где золото и серебро? Всё это — пепел, всё — пепел, всё — тень».
Да, верно, от кого-то остается лишь черточка между годами рождения и смерти, и хотя черточка выбита на шикарном мраморном или гранитном памятнике, изображающем «героя» в полный рост, мы-то знаем, что истина его заключена именно в этом прочерке, а не в богатстве надгробия.
Скромная могила у Карамзиных. Но они построили больницы, школы, родильные дома, приюты. Нет, не пепел, не тень остались после них!..
В проповеди после отпевания протоирей, отец Андрей, говорил и об этом, и о многом другом: о душе человека, просыпающейся после сонной одури неверия, о добрых делах, приличествующих славному имени мирянина, благодарил организаторов и благотворителей за оказанную помощь. Простые слова проповеди были удивительны и приятны. Мне за свою уже немалую жизнь впервые пришлось слушать простые слова, разительно отличающиеся от пустых речей либеральных краснобаев.
Потом мы пронесли останки четы Карамзиных по парку, словно показывая, что жив парк, жив, хотя и нездоров. Шли по Арзамасской дороге, перекрытой для движения ГАИ, и возникла мысль: неужели мы что-то стали понимать? Шли две сотни людей: стариков, старух, школьников и совсем маленьких детей из ближайших деревень. Никто не заставлял их сюда приходить, разве что зов души. Зов прощения за совершенные ранее надругательства над останками благодетелей.
Рядом со мной шел 68-летний крепкий седой мужик из деревни, рассказавший, как в 1948 году он вместе со школьниками разбивал здесь сад, как ухаживали за ним и за парком на уроках биологии и труда. Яблони ныне высохли.
На новой могиле, у кромки воды пруда, звучали речи. Глава администрации района говорил об исторической справедливости, известный писатель — о возрождающейся России, главный врач больницы — о добрых делах Карамзина, инвестор — о том, что это лишь начало пути по воссозданию усадьбы — частицы истории России, директор школы — о воспитании подрастающего поколения. А мне подумалось: «Ну, почему вы, директор, не приведете сюда ребят, чтоб расчистить завалы из мертвых сучьев и деревьев, скосить сорную траву, побелить стволы оставшихся лип, убрать мусор. Да мало ли здесь посильной для детей работы? Тогда бы не потянулась рука для совершения нечестивого поступка и сейчас, и впредь...»
Над нами шумят вековые липы и дубы, посаженные Авророй Демидовой-Карамзиной, урожденной Шернваль, жены старшего брата Александра Карамзина — Андрея.
Горели свечи, благоухали цветы, усыпавшие плиту склепа. Притихли дети, впервые увидевшие истинный обряд отпевания и погребения. Солнце, тишина, покой. А к ночи пошел дождь, сильно и монотонно шумя по парку вокруг гостевого дома. В незакрытое окно тянуло сырой свежестью умирающей листвы. И что-то блаженное слышалось в шуме ночного дождя, в мелькании неясных теней, в движении отсыревшего воздуха. Блаженное, неуловимо прекрасное и бесконечно грустное.