Содержание |
---|
Рогожка |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
В 1884 году Александра Николаевича не стало. Две недели непрерывным потоком шли крестьяне окрестных деревень, чтобы проститься с человеком, много сделавшим для облегчения их жизни. Похоронен был Карамзин в склепе возле алтаря церкви, в селе Большой Макателем. Так спокойно лежали бы его и жены останки, если бы... не революция.
До чего же настойчиво и убийственно была поставлена пропаганда новой власти: помещичий дом раскатали по бревнышку, склеп вскрыли. В 1923 году ВЦИК разрешил, а точнее приказал, своим указом вскрытие дворянских захоронений по ленинскому призыву «грабь награбленное». Сохранился акт вскрытия могилы Карамзина. Советская власть обогатилась двумя обручальными кольцами. Череп Карамзина взял учитель местной школы в качестве учебного пособия. Надгробие из черного гранита с высеченными датами жизни Карамзина и его жены затащили в алтарь, приспособленный под избу-читальню. В самой церкви разместили колхозную машинно-тракторную станцию.
Главный врач, у которого мы гостили, настойчиво обивая начальственные пороги, добился вскрытия места захоронения для перенесения останков в более достойное место. Позднее, по Божьему провидению, нашелся в «литейке» Ташинского завода и могильный крест. Штыри, торчавшие из него, точно подошли к отверстиям надгробия.
Через день повторно отпели над останками меценатов — Александра Карамзина и его жены Натальи Оболенской.
Мы с горящими свечами в руках стоим в бывшей больничной церкви, рядом два маленьких гробика с останками. Матушка Сергия, настоятельница Дивеевского монастыря, с пятью монашками, два протоирея, приходской священник совершают обряд прощания и прощения: псалмы, тропари, канон, стихиры, разрешительная молитва. Все это можно воспринимать как невнятное бормотание святых отцов, если не знать хотя бы нескольких фраз из погребального стихира: «Какая сладость в жизни пребудет не причастною печали? Чья слава устоит на земле непреложной? Все здесь — ничтожнее тени: все обманчивее сна; одно мгновение — и все это похищает смерть... Куда девалось пристрастие к миру? Где мечты о временном? Где золото и серебро? Всё это — пепел, всё — пепел, всё — тень».
Да, верно, от кого-то остается лишь черточка между годами рождения и смерти, и хотя черточка выбита на шикарном мраморном или гранитном памятнике, изображающем «героя» в полный рост, мы-то знаем, что истина его заключена именно в этом прочерке, а не в богатстве надгробия.
Скромная могила у Карамзиных. Но они построили больницы, школы, родильные дома, приюты. Нет, не пепел, не тень остались после них!..
В проповеди после отпевания протоирей, отец Андрей, говорил и об этом, и о многом другом: о душе человека, просыпающейся после сонной одури неверия, о добрых делах, приличествующих славному имени мирянина, благодарил организаторов и благотворителей за оказанную помощь. Простые слова проповеди были удивительны и приятны. Мне за свою уже немалую жизнь впервые пришлось слушать простые слова, разительно отличающиеся от пустых речей либеральных краснобаев.