Содержание |
---|
Дом |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Все страницы |
Вот он крестьянский быт — всегда надо быть готовым сделать какое-то конкретное дело: от самого малого, что я сделал, до самого большого — вырастить зерно, чтоб им торговала Россия.
Работай, трудись, не подличай, не завидуй — и ты свободен. Сам себе и семье заработал пропитание в натуральном виде: сам вырастил зерно, испек хлеб, наловил рыбу, насобирал грибы, выкормил бычка, накормил корову, давшую тебе молоко, сметану.
Крестьянская страна, и опора ей — крестьяне. Тяготы Первой мировой войны, революции и первые два десятилетия после нее Россия развивалась за счет основательности, совестливости и трудовой закваски крестьян, миллионами становившихся рабочими.
Все губительные новшества выдерживали они стойко. До войны Россия была еще полукрестьянской страной. Лишь каждый пятый, родившийся до войны, мог похвастаться тем, что родился в городе. Помнится искреннее удивление паспортистки в конце пятидесятых, когда в графе места рождения было одно только слово — «Горький». «И больше ничего?» — удивленно спросила она. «А что еще нужно?» — не менее удивленно ответил я.
Трудолюбие, врожденная дисциплина крестьян помогла в войне и особенно в послевоенном восстановлении хозяйства страны.
Деревня надорвалась, лишившись лучших людей, а получив после начала так называемых реформ мощный удар, упала как смертельно раненный солдат. Ей даже не пытаются оказать какие-то знаки внимания, причитающиеся за совершенный труд. Она умирает всеми забытая в чистом поле. Вы, наверное, замечали, как много воронья над умирающими деревнями?
Почему силен и развивается гигантскими темпами Китай? Ответы нетрудно найти. Там сохранилась деревня, там сохранился производственный цикл, опирающийся на землю-кормилицу, основу пропитания людей, их занятости во имя блага родины.
...Я смотрю на разгорающийся огонь в камине, а в голове теснятся эти тревожные мысли, не исчезающие даже от единения с огнем, от которого невозможно оторвать взгляд.
Но постепенно, перемешивая дрова, подбрасывая их в огонь, я разбиваю страшные размышления, словно угли кочергой.
Но всегда попадется сучковатое полено, бей не бей которое кочергой, не переворачивай десятки раз, все равно не превращается оно в золу, разлетающуюся от дуновения. Неисчезающий, каменистый еловый сучок приходится выбрасывать, иначе выстудишь печь, дожидаясь его полного сгорания.
В пламени памяти не сгорают лишь те, кто сучком совестливости, мудрости, таланта и труда, положенных на благо народа, царапают наше сознание.