Что есть Нижний Новгород? Это сумма нескольких бывших индустриальных социалистических моногородов. Сумма порой просто арифметическая. Сормово, Автозавод, Канавино, Ленинский район (станкозавод, «Красная Этна»), Приокский («Нител», им.Фрунзе), Московский («Сокол», Машзавод, ОКБМ) – мини или моногорода со своей социально-культурной инфраструктурой. Своим жилым фондом, ранее принадлежащим заводу-монополисту, своими дворцами и парками культуры, школами, детскими садами и другими подшефными организациями. При такой структуре почти каждый житель благополучно существовал в территориальных рамках своего моногорода: тут тебе и работа, тут и кров, тут и развлечения и отдых, и абсолютно не нужно мотаться по всему большому Нижнему в поисках вышеперечисленного. Ярчайший пример, подтверждающий сказанное, - до 1970 года в Горьком работал всего один Канавинский мост, и … замечательно справлялся, хотя население тогда превышало нынешнее.
«Свободный» рынок развалил сотни моногородов в России и суммарно ударил по Нижнему Новгороду и устоявшейся системе городского хозяйства. Потерявшие работу жители приступили к поискам её во всех частях города, увеличив встречные, малопродуктивные (челночные), а порой и ненужные транспортные потоки. Так, например, ГАЗ, дававший некогда работу 120 тысячам автозаводцев, сократил число рабочих мест до 25тыс. Остальные 95 тыс. каждый день вынуждены разъезжаться по всему городу на новую работу или на ее поиски. Теперь не хватает и 5 мостов на Оке и одного на Волге.