Содержание |
---|
Большая дорога и стража на ней |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Страница 7 |
Страница 8 |
Страница 9 |
Страница 10 |
Страница 11 |
Все страницы |
С железного коня, велосипеда, в стороне от больших автомобильных трасс, легче оценить изыски инженерной мысли строителей дорог. «Большое видится на расстоянии». Безусловно, они специалисты высокого класса, хотя на первый взгляд – ничего особенного. Но в этом и заключается как раз настоящее искусство, которое требует не поверхностно оглушительного восприятия, а вдумчиво осмотрительного проникновения в суть. Как живопись Саврасова, например. Вроде грязь, распутица, мрак изображены на картинах, но даже в комьях раскисшей глины чувствуется и мысль, и душа художника. И не только! Свою душу начинаешь понимать – вот главное!
Безупречен профиль дорожного полотна, не задерживающий ни капли воды, почти идеальна сопряженность с рельефом местности, очень понятна разметка развилок и перекрестков. Особенно тщательно и с любовью отделаны переходы над низинами, ручьями, невеликими на первый взгляд речками, могущими стать опасными во время проливных ливней или ураганов. Продуманы до мельчайших подробностей и широкие, с запасом, тоннели, и откосы, засеянные травой, и ложа для стока воды, футерованные природным камнем, и белёные арки.
Только на сельских дорогах двухстороннее движение, на магистралях же полосы «туда-обратно»разделены высоким железобетонным бордюром, а чаще всего разведены на почтительное расстояние широким газоном. Порой, если позволяет рельеф, они вообще струятся как бы сами по себе, невидимые и неслышные друг для друга. Выбегающие к большим дорогам дома изолированы от шума машин высоким звукопоглощающим забором, обвитым плющом или диким виноградом. И только в больших городах автострады, нависающие над жилыми районами и засыпающие их пылью, вызывают гнетущее ощущение, особенно, при взгляде на них снизу, с изнанки.
Короче, к американским дорогам не применимы слова известной русской песни: «Эх, дороги, пыль, да туман. Холода, тревоги, да степной бурьян». Ни пыли, ни бурьяна! Везде тщательно подстриженная лужайка, а пыль не на дороге, а на машинах, как на домашней статуэтке. Холод вообще понятие субъективное, особенно для Америки, что же касается тревог, то это дело сугубо личное, сокровенное, непознанное. Кто-то всю жизнь проводит в тревожном ожидании, а кому-то это чувство вовсе незнакомо.
2
Мне очень понравилось американское правило, разрешающее поворот направо при красном свете светофора, естественно, при отсутствии других помех. Такое правило действовало и в СССР в пятидесятые годы, и я его ассоциирую с наличием здравого смысла. Увидев его действие в США, я порадовался за американцев. Молодцы! Не считают автомобилистов идиотами, как в других сферах жизни, разлинованных по линеечкам нудными инструкциями. Я заметил, что американцы больше доверяют рисункам, чем словам. Видимо, это чувство укоренили в них художники комиксов, столь популярных в стране.