Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 38 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Содержание
Своевременные мысли (политический очерк)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Все страницы

Пора идти на торжественный молебен. Год создания церкви древен – 1810 (200лет), но как водилось в СССР, её разрушили в 30-х годах прошлого столетия. Всегда, по крайней мере, у меня, при виде таких монументальных, дорогостоящих сооружений, ныне высящихся в умирающих селах, возникает трудноразрешимый вопрос. Как бедные, исходя из официальной советской пропаганды, крестьяне строили на свои кровные и скудные сбережения столь прекрасные храмы? Самобытные в архитектурном отношении и сложные в строительном исполнении. Особенно трудно представить созидательный характер русских мужиков, прочитав неоднозначный рассказ любимейшего писателя А.П. Чехова «Мужики». Поголовное пьянство, злоба, дурь, неумение работать, лень, безграмотность и так далее, и так далее. Гнетущее впечатление, многократно усиленное редчайшим мастерством автора.

Но храмы росли, и каждая деревня, построившая церковь, переходила в разряд сел. В той же Нижегородской губернии, только в одном селе Большое Мурашкино, отнюдь не уездном тогда центре, было 8 церквей. Как их умудрились построить пьяницы и, соответственно, лентяи? По не писаному закону культовые здания должны сооружаться на пожертвования прихожан и благотворителей. Такое правило существует и в католицизме, наверное, и в других религиях мира. В Барселоне, например, знаменитый собор «Святое семейство» - творение выдающегося испанского архитектора Антонио Гауди - строится более 100 лет и до сих пор не достроено. Почему? Гид объясняет: не хватает пожертвований. Конечно, церковь в Тумботине не соизмерима с Саграда Фамилия, но построена 200 лет назад за 3 года, обычный срок строительства православных церквей для крестьян, объединенных в общины.

Чего-то мы не знаем главного в организации и сути той, далекой жизни, в том числе и о крестьянском укладе (или характере) и, к сожалению, не пытаемся понять. Глубокие знания мы заменяем жеваными и лживыми разъяснениями большевиков, нынешних либеральных «историков», типа Радзинского и Сванидзе, да краткосрочными «затмениями» знаменитых авторов. И до сих пор власть и общество больно бьют теперь уже по остаткам русского крестьянства, потеряв которое, мы утратим суть и силу России, а не только  продовольственную независимость. Заслужили ли крестьяне такой участи?..

Надо признать, действительно, местные мужики не являются завсегдатаями церковных молебнов, им легче находить утешение в упомянутом «кафе» на набережной. К началу богослужения в церкви было четверо мужчин, стоящих  согласно правилам в правом приделе храма.

На высокие хоры, что находились напротив царских врат, поднялись длинноногие девчонки, учащиеся старших классов местной школы. В замаскированную дверь иконостаса левее царских врат то и дело сновал восьмилетний алтарник  в длиннополом стихаре, выполняя бесчисленные указания батюшки. Детское, курносое лицо его, как и подобает положению, было серьезно и непроницаемо. «Сын местных бизнесменов», - пояснила мне пожилая соседка, споткнувшись на иностранном слове. Двух и трехлетние детишки тут же активно постигали церковные премудрости. Вместе с бабушками они подходили к маленьким иконкам, в изобилии стоящим на низеньком столике, смело и деловито брали их в нежные ручонки, целовали лик и прикладывались лбами, шустро творя крестное знамение. Умилительная и многозначительная картина. Их ли вера спасет крестьянство и Россию?