Другой основной принцип – свобода выбора. На занятиях ребенок выбирает то из них, которое ему нравится в силу своего возраста, интереса и уровня развития. Нельзя заставлять ребенка что-то делать, если у него нет желания, и нельзя порицать его за неправильную работу после объяснений со стороны ребенка.
Много еще хороших принципов заложено в этой системе, разработанной итальянским педагогом Марией Монтесорри (1870-1952гг.), широко распространившейся за последнее время, и принимаемой американцами как новое изобретение. Хотя есть Интернет, столь любимый американцами, но мало кто из молодых родителей может пояснить: кто такая Монтесорри.
Но отголоски этой системы доходят и до улицы. Гуляя с внуком, я убедился в необходимости соблюдения следующих негласных предписаний: шлепать при людях своего ребенка нельзя – можно попросту угодить в тюрьму по доносу присутствующих. Чтобы не вытворял чужой ребенок, нельзя ему делать замечание в присутствии его родителей. Нарвешься на скандал.
Согласно, то ли американским методикам дошкольного воспитания, то ли системе Монтесорри, но ребенка за день нужно обнять не менее 9-ти раз, для того чтобы он рос и развивался с ощущением счастья. Почему именно девять? Это такая же загадочная цифра, как и 1760 ярдов в миле.
Никакого принуждения, никакого негатива, никаких дидактических нажимов, одно лишь потакание детским капризам. Считается, что любой отказ, любое принуждение наносит нежной, ангельской душе ребенка глубокий вред, непоправимую психологическую травму. Предоставление абсолютной свободы действий (но не граничащей с анархией, так как все под контролем) приводит, по мнению воспитателей, к спонтанному развитию благороднейших человеческих качеств и обеспечивает, как результат, счастье ребенка. Как происходит на самом деле, мы убедимся ниже.
3
Пяти лет ребенка можно отдать в публичную школу (Public school), так называемый «киндергарден» (дословный перевод - детский сад) или нулевой класс, который является продолжением обучения в детском садике (садике – как учреждении).
Публичная или общественная школа, так ее еще называют, финансируется из муниципального бюджета, и бесплатна для родителей. Берут в нее всех без исключения согласно месту жительства, при приеме обычно не интересуются какое у вас гражданство, но доходами могут поинтересоваться, чтобы определить и напомнить: обладает ли ваш ребенок какими-либо льготами, исходя из вашего финансового состояния. Школы в зависимости от района нахождения различаются по качественному составу учителей и преподавания. Средний класс (имеется в виду не школьный класс) – он тоже разный. Есть районы, например, Фэрфакс под Вашингтоном, где в основном одиночные дома людей с населением, достаток которого выше среднего (скажем так). Соответственно и школы там с лучшими преподавателями, так как из школ, где учатся дети бедняков, сильные учителя бегут. Жить в богатом районе не просто престижно, но и выгодно. Для престижных школ существуют, так называемые, «добровольные отчисления», которые позволяют школе сохранить лоск, а родителям лишний раз похвастаться друг перед другом своими финансовыми возможностями.