В годы губернаторства «московского гостя» Валерия Шанцева (2005-2017) немало ветхих «гнилушек» (по его выражению) было стерто с лица купеческого Нижнего – «кармана» России, как принято говорить. Какова историческая и культурная ценность той или иной «гнилушки» губернатора мало интересовало. Город буквально сотрясали скандалы по слому того или иного ОКНа (объекта культурного наследия). Чего только стоит гигантский квартал между улицами Новой, Ильинской, Горького в центре Нижнего, отданный на «освоение» и кормление небезызвестному Олегу Сорокину, бывшему мэру, ныне осуждённому, правда по другим причинам.
Теперь снесли ещё один культурный объект – «дом с авгурами» или «шахматный дом» на улице Пискунова (№ 35) с прекрасными интерьерами раннего модерна (на фото). В 1907 году здесь был игорный дом Александра Троицкого, заядлого игрока, как в карты, так и в шахматы. И вот, как-то раз он сыграл на деньги в шахматы с неизвестным ему посетителем и проиграл всё своё состояние, в том числе и этот особняк. Победителем оказался Михаил Чигорин (1850-1908), известнейший шахматист с мировой славой. Он простил Троицкому проигрыш, взяв с него лишь обещание никогда не играть в шахматы на деньги. В память об этом событии хозяин в 1908 году реконструировал особняк. В результате по обеим сторонам подковообразной входной двери появились пилоны, украшенные сверху головами авгуров - древнеримскими жрецами, играющими в шахматы на доске-козырьке над двумя окнами мансарды.
Подробнее... Первого, второго и третьего мая сего года телеканал «ЧЕ» показал 18 серийный документальный фильм «Великая война» (сценаристы Алексей Исаев и Артём Драбкин, режиссеры Анна Граждан и Валерий Бабич). И надо прямо сказать, что сегодняшняя демонстрация на российском ТВ фильма, созданного ещё в 2012 году, решение исключительно правильное и своевременное. Ведь множество либеральных интерпретаторов от А. Пивоварова и Д. Быкова до Н. Сванидзе и Л. Млечина так исказили «мельчайшими подробностями», пропитанными личным антисоветским мнением ход Великой Отечественной войны, что великий подвиг советских людей - солдат, офицеров, полководцев, рабочих и крестьян, снабжавших фронт, стал невидим из-за плотной дымовой завесы мифотворчества и антисталинской трактовки и риторики.
Фильм «Великая война» - мужественный и правдивый. Он не скрывает просчёты и недостатки советского политического и военного руководства страны, но и не педалирует эту тему, а только сухо сообщает о ней. Объективны сведения о слабой аналитической работе спецслужб и разведки до войны, когда ценная информация тонула в массе второстепенной и не докладывалась высшему руководству. В целом, верно, интерпретируется знаменитое Сообщение ТАСС от 14.06.41г., как тонкое предложение Сталина Гитлеру «сесть за стол переговоров». От себя добавлю, что согласно новейшим взглядам не ангажированных русофобией историков, это сообщение ТАСС было, прежде всего, адресовано в прямом и переносном смыслах руководству США и Великобритании как разъяснение об истинных намерениях Гитлера и склонение Рузвельта и Черчилля на сторону СССР в будущей войне с фашистской Германией. Что в дальнейшем и произошло. Молчание Гитлера на это сообщение стало для Сталина поводом для приказа о выдвижении войск из внутренних районов страны к западным границам. Раньше этого делать было нельзя, чтобы не давать гитлеровской пропаганде право утверждать, что они-де защищались от русской агрессии. Как ни странно, но эта гитлеровская точка зрения находит понимание не только у явных предателей, как Резун (Суворов с книгой «Ледокол»), но и упомянутых выше «историков». Они побаиваются говорить об этом прямо, но ставя на одну доску сталинизм с гитлеризмом, выдают себя с головой.
Подробнее... У девочки Аллочки детство выдалось не совсем удачным: отец трагически погиб, когда ей не было и шести лет. Мама Аллочки – учитель русского языка и литературы в средней советской школе – из сил выбивалась, чтобы обеспечить дочке счастливое будущее. Счастье в мамином понятии определялось количеством денег. «Будут деньги – будет всё, что захочешь», - повторяла она эти слова, как заклинание.
В школьном мире миллионного города Тамара Марковна, мама Аллочки, считалась человеком неординарным и ищущим. Для английской школы, где она преподавала, профильным, разумеется, был язык туманного Альбиона, но и отечественная литература, как заметная часть мировой культуры, тоже была не на последнем месте. Тамара Марковна этим умело пользовалась. Всех учеников, для которых она преподносила тонкости изящной словесности, она мысленно делила на эффективных, середняков и дефективных. Деление, будучи неформальным, проявлялось на практике самым, что ни на есть реальным образом. Эффективных она усаживала на ряд парт, стоящих у окна, «середняки», согласно названию, сидели в среднем ряду, а «дефективные» ютились бедными родственниками в ряду у глухой стены. Пересесть из одного ряда в другой представлялось проблемой почти неразрешимой. Исключения, как в правилах русского языка, случались, но носили они односторонний характер. Путь из лучших в худшие был лёгок и прост – стоило лишь не угодить «Царице Тамаре» (так за глаза её звали не только ученики). Восхождение «дефективных», а среди них удивительным образом большинство составляли дети из небогатых семей, в передовики учёбы никоим образом не предусматривался.
Подробнее... |