Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 17 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Содержание
Культурные ценности
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Все страницы

Не имея собственной, глубоко выстраданной истории, американцы пыжатся представить, что их корни протянулись от мифического короля Артура, а республиканское устройство – от греческих и римских республик, от которых в действительности пошли лишь сотни городов с греческими и римскими корнями в названиях. Пентагон, Пенсильвания, Филадельфия, Сиракузы, Александрия. Надо отдать должное Джорджу Вашингтону, который был единственным, кто жестко отказался после победы в войне за независимость от создания некоего королевства на американском континенте и провозглашения себя императором. Были и такие моменты в истории США, когда отцам-основателям была безразлична форма государственного устройства, лишь бы власть была в руках национальной буржуазии.

В этой всеядности и кроется настоящая причина вторичности и примитивности американской культуры. Отсюда стремление к «жаргонности», мобилизованной на несуществующую новизну и самобытность. И бесконечно прав Владимир Маяковский, который, вернувшись из Америки, сказал, проезжая по Франции: «Но даже это презираемое за домик, за земельку, за свое, даже это веками обдуманное цепляние казалось мне теперь невероятной культурой в сравнении с бивуачным строем, рваческим характером американской жизни».

С виду всё здесь очень благочинно и серьезно. И как же не назвать серьезными художественные национальные галереи Нью-Йорка, Вашингтона, Филадельфии, забитые шедеврами, в основном, западноевропейского искусства, скупленными в массовом порядке американскими денежными мешками за последние сто лет. Все американские музеи – это завещанные коллекции и дарения от железнодорожных, финансовых, хлопковых, нефтяных королей. Но как же эти дары отличаются от русского меценатства того же периода. Павел Третьяков не посылал экспертов в Европу, чтобы оптом скупать картины известных художников. Он, мануфактурщик, сам оценивал картины неизвестных ещё художников, а покупая, спасал таланты от голода и забвения, развивая русское национальное искусство и, соответственно, мировое.

Что же развивали закупки американских «королей»? Назовите мне хоть одного известного на весь мир американского художника, которому помог бы один из многочисленных королей. И рядового не отыщете. Может, развивали вкус у народа? Благая цель. Однако Голливуд в воспитании «вкуса» достиг значительно больших успехов. Очередное вложение денег – вот чем объяснялись эти закупки, а при дарении – создание «культурного» имени благодетеля, а не дельца-акулы Додсона из рассказа О.Генри.

Считается, что в Филадельфии самое крупное собрание скульптур Родена вне Франции. Но, кроме того, я насчитал в Метрополитен-музее в Нью-Йорке еще свыше десятка работ Родена, в том числе, и знаменитого «Мыслителя», и «Адама», и «Еву» с «Врат ада», которые должны стоять у дверей парижского музея декоративного искусства. Что же осталось во Франции от Родена? Наверное, лишь каменные и верные жители Кале не ушли из родного города. Но и с ними полная неясность: кроме города Кале отливки этого многофигурного произведения находятся в Лондоне, Осло, Филадельфии, в Нью-Йорке (музей в Бруклине). Что же считать подлинником, когда две отливки в США? Может и «Мыслитель» в Метрополитен всего лишь десятая отливка?