Страница 20 из 22
Мы и Есенин
Высоко ценя крестьянскую среду за чистоту, честность и простоту отношений (в деревнях и селах до 60-ых годов ХХ века не запирались на замок избы), Есенин критично относился к городу – разрушителю русской исконной самобытности.
Город, город! Ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
«Нас» – это крестьян. Нет, крестьяне – не падаль и не мразь, а стальная основа русского народа, выигравшего все войны, выпавшие на его долю. И, думается, неправ Максим Горький, объясняя трагедию ухода Есенина только столкновением города с деревней (столкновение «глиняного горшка с железным», - по его словам), вдохновенным певцом которой он был. Уже показано, что главной причиной стала духовное одиночество и отсутствие близкого человека, грусть о несовершенстве людей и мира.
Но все же в плохие минуты
Приятно друзей иметь.
«Анна Снегина» (1925)
Да, Есенину жалко крестьян, обложенных в период военного коммунизма продразверсткой.
Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверное, стали некрасивыми…
«Исповедь хулигана» (1920)
Между тем Маяковский, не ходивший за плугом и не державший в руках косу, как Есенин, не зная досконально ситуации в деревне, безапелляционно, как всегда, призывает:
Крестьяне!
Вы только должны быть рады,
Если за хлебом
Продовольственные
придут отряды.