Страница 5 из 22
И не беда, а великое счастье, что Есенин воспитывался дедами и бабками при живых родителях. Это не сиротство, как считают некоторые исследователи его творчества. Деды и бабки, смею утверждать, не менее родителей любят отпрысков своих детей, на которых у тех не хватило сил и времени для воспитания по самой прозаической причине: требовалось добывать хлеб насущный. Деды и бабки, хранительницы забытых национальных традиций и дара «божественных видений» (А. Блок), имея больше времени, жадно, но без сюсюканья передают их внукам. Одаренный ребёнок примет их (бездарность пропустит мимо), а благодарность вызреет и выразится позднее.
В «Письме деду» Есенин высоко оценил заботу деда:
Хорошего коня пасут.
Отборный корм
Ему любви порука.
И, самого себя
Призвав на суд,
Тому же самому
Ты обучать стал внука».
И неважно, как признаётся Сергей, что он не постиг ту науку, то есть стал безбожником, и в 1912 году Муза сняла с него нательный крест и увела в царство поэзии. Признавая заслуги деда, Есенин писал: «Плохую лошадь вор не уведёт».
Раннее приобщение к Богу, видимо, и закладывает ту необходимую для яркого творчества степень духовности. Она наиболее полно воплощена в начальном стихе Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было – Бог». И нет ничего более высокого и трепетного для русского поэта, чем Слово, которое, действительно, нужно писать с заглавной буквы. Есенин рано понял значение и величие русского Слова, потому рано состоялся и как личность, и как поэт.