Страница 4 из 22
Можно проследить благотворное влияние христианского воспитания, буквально с младенчества. Первые три года после рождения Сергей жил с дедом и бабушкой по отцовой линии. Основным средством к существованию для них были квартиранты в доме, стоящем рядом с церковью (монахи, богомольцы, художники, что реставрировали сельский храм). Мать Сергея стала у свекрови основной работницей по обслуживанию жильцов. Работа тяжёлая и неблагодарная. Отца Сергея в селе Константиново не было, он ещё с «мальчиков» служил в Москве в мясной лавке. Так что защитить жену от нападок свекрови он не мог.
Следующие шесть лет Сергей провёл у деда с бабушкой (Титовых) по материнской линии. Сергей Есенин вспоминал, что бабка таскала его по монастырям, приговаривая: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст». Дед, по словам поэта, пел ему старые, тягучие и заунывные песни, а по субботам и воскресениям рассказывал Сергею библию и священную историю. «Читать начал с пяти лет. Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет», - рассказывал о себе Сергей Есенин.
И тут вспоминается другой знаменитый лирик, только в прозе, Константин Паустовский. Удивительное дело, но детство его очень схоже с есенинским. Бабка-католичка (суть конфессии не важна) также таскала его по монастырям. Константин Паустовский прекрасно рассказывает об этом в своей «Повести о жизни», номинированной в свое время на Нобелевскую премию, но волею судеб её не получившую. Дед Кости «пел надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни и рассказывал нам много невероятных, а подчас и трогательных историй».