Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 11 гостей онлайн

Последние комментарии



Написать о фильме «Поворот» в конце февраля, начале марта 2023года сам Бог велел. Вспомнить эту психологическую драму – это, значит, отдать дань памяти знаменитому кинорежиссёру Вадиму Абрашитову, скончавшемуся 12 февраля. Тем более, что последние 20 лет он занимался только преподавательской работой во ВГИКе, обучая молодых режиссеров искусству кино. Скромная, пусть даже очень полезная работа – не предмет обсуждения на современном ТВ и о гении кино подзабыли. Давайте мы вспомним.

1марта - 75-летний юбилей главной героины фильма Ирины Купченко, а 23 февраля – день памяти Олега Янковского, сыгравшего в «Повороте» главную роль. Да, и как не вспомнить своего земляка, потомственного нижегородца Анатолия Солоницына.

И главный режиссер Абдрашитов, и сценарист фильма Александр Миндадзе, и актёры главных ролей рождены в сороковые годы ХХ столетия. Поколение отцов-победителей, познавших в детстве истинное равенство, но и материальные трудности, рассказывает о себе в том далёком 1978 году, когда создавался фильм. Миндадзе позднее в своих «взрослых» заметках напишет, что в этом уникальном обществе «основными были духовные ориентиры и идеалы». И ещё он, кстати, самый младший по возрасту, говорит: «Мы были абсолютно одинаковы, в одной упряжке мчались общей непростой дорогой».

Подробнее...

Почти сто лет тому назад поэт Владимир Маяковский воскликнул в сердцах: «Для веселия планета наша мало оборудована…». Многие согласятся, что 2022год трудно отнести к оптимистичным и самым удачным годам российской истории. Но, как говорится, времена не выбирают – в них живут и умирают. В №24 за 2022год Литературная газета («Бесприютные картины») рассказала о, казалось бы, безнадёжной на благополучный исход судьбе картин нижегородского художника-флориста Александра Николаевича Юркова (1935-2014). Вкратце напомню. Стиль и способ создания Юрковым живописных произведений, в основном пейзажных, уникален и с таким совершенством, как у него, никем не повторим. Его «флорийская мозаика» не допускает ни единого мазка красками или черты карандашом. Палый лист, их прожилки, сухие травинки, порой шелуха тыквенных и подсолнечных семечек – вот исходный материал. Шедевры Юркова столь своеобразны, что вызывают восхищение, порой недоумение: это сколько же надо сил, времени, терпения и любви, чтобы расщепить этот подножный материал на миллионы частиц, подобрать нужные по колеру, наклеить их на картон, чтобы получить цельный сюжет, наполненный дыханием и природными красками жизни. В его сначала самодельно-подвальную картинную галерею, а потом и постоянно действующую экспозицию в областном выставочном зале валом валили нижегородцы и гости, как из России, так и из-за рубежа. Однако чинуши от культуры, экономя крохами, объединили выставочный зал с Художественным музеем и для картин Юркова не нашлось места. Бывшая руководитель выставочного комплекса Геля Александровна Деулина билась о холодные скалы равнодушия чиновников области и города, в попытках найти место для постоянного действующей галереи, как завещал ей покойный художник.

Подробнее...

И крики «ура!» застывали во рту

В.С. Высоцкий

Так утверждали гости Игоря Волгина в его передаче «Игра в бисер» на канале «Культура». По их мнению, это – Юрий Гагарин и Владимир Высоцкий. И с этим трудно не согласиться!

В Татьянин день родился знаменитый поэт советской эпохи Владимир Высоцкий. В этом году ему исполнилось бы 85 лет, и многие телезрители, добрая четверть которых ему годятся в современники, ждали, как отзовутся мастера культуры на этот юбилей «опального» поэта. Днём 25 января и я включил телевизор, чтобы определить, как соотносится «Поэзия Владимира Высоцкого» (тема Игоря Волгина) с реалиями нынешнего, по сути, военного времени.

Участники, а это были: биограф Высоцкого Владимир Новиков, актёр Вениамин Смехов, учёный астрофизик и бард Александр Городецкий, сын Высоцкого – Никита. Говорили о высокой философичности поэзии, о её юморе, о народности (стихи его – это «народная боль»), отмечали, что песенная форма подачи стихов – самая демократичная народная форма. Вспоминали, что Высоцкий не любил слов «блатные», «блатной», и потому участники определили, что эти мотивы есть стилизованные романтические истории о преступном мире, полные подтекстов и скрытых смыслов. Участники посетовали на краткость жизни поэта, заметив, что предопределённость судьбы наложила печать и на его творчество. Справедливо отметили об удивительной похожести и трагичности судеб гениальных русских поэтов. И кто-то вспомнил слова Анны Ахматовой: «А вы можете представить себе счастливого Пушкина, убившего Дантеса на дуэли?»

Подробнее...

В воскресенье 27 ноября на Первом канале состоялась телевизионная премьера документального фильма-расследования Оливера Стоуна «Как убили Джона Кеннеди». Она посвящена 59-ой годовщине (22.11.1963г) убийства самого молодого на ту пору 35-ого президента США в Далласе, штата Техас. Этот его фильм не первый что посвящён Джону Фитцджеральду Кеннеди (ДФК). В 1991году Оливер Стоун снял художественный фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе». Главный герой этого политического триллера — окружной прокурор Нового Орлеана Джим Гаррисон в исполнении Кевина Костнера. Гаррисон провел собственное расследование убийства Кеннеди, закончившееся судебным процессом, на котором бизнесмену Клею Шоу предъявили обвинение в заговоре с целью убийства президента. Исполнителями преступления назывались кубинские контрреволюционеры, одновременно силовым ведомствам США (ФБР, ЦРУ) вменялось в вину активное сопровождение и прикрытие невиданного прежде злодейства.

Понятное дело, общественность США, 80% которой и до этого не верила выводам официальной комиссии федерального судьи Уоррена, потребовала раскрыть засекреченные документы. Департамент США вынужден был создать Совет по пересмотру материалов дела убийства президента Джона Кеннеди. В результате четырёхлетней работы были прочитаны два миллиона страниц засекреченных текстов, хотя к тому времени немало документов были просто сожжены. На основе вновь открывшихся обстоятельств писатель и сценарист Джеймс ДиЮджинио в 2012 году написал бестселлер «Обманутая судьба. Джон Ф. Кеннеди, Куба и дело Гаррисона», а потом и сценарий фильма «Как убили Джона Кеннеди». Его-то и поставил Оливер Стоун. Премьера фильма, вызвавшая огромный интерес, а затем и политический резонанс, состоялась в мае 2021 года на Каннском кинофестивале. Картина была номинирована на «Оскар» в восьми категориях, включая «Лучший фильм».

Подробнее...

Мэрия Нижнего Новгорода давно ведёт необъявленную войну с частными перевозчиками пассажиров. Попросту сказать, с «маршрутками» – так в народе их назвали. Затяжная распря началась с «национализации» маршрута №71 (владелец Д. Каргин), удобнейшей и аккуратнейшей маршрутки, ходившей с интервалом в пять (5) минут. Успешная работа строптивого Каргина бревном сидела в глазу некоторых мэрских начальников. Маршрутку заменили автобусом, интервал движения которого увеличился втрое.

В 2019 году был принят закон о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти по организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным и электрическим транспортом. Тут же городской администрацией была разработана схема движения городского транспорта, не предусматривающая работы ни единой маршрутки. Однако нагрянувшая пандемия ковида и локаут, а также уход с городской административной сцены мэра Панова воспрепятствовали на счастье горожан реализации этой безумной затеи. Но странное дело преемственность борьбы с частниками была в 2020г. поддержана новой администрацией города, будто ею руководят не молодые люди, а закостенелые большевики-экспроприаторы частной собственности. Мэрия 17.07.20г. заключила контракт на выполнение работ по разработке и созданию цифровой интеллектуальной маршрутной сети в Нижнем Новгороде с Санкт-Петербургским АО «Институт Стройпроект». Цена контракта составила74 250 000рублей. И возникают недоумённые, но здравые вопросы. Зачем тратить огромные миллионы, если население Нижнего Новгорода на протяжении 30 последних лет не растёт, а падает? Так, в 1992 году жителей было 1,441млн. чел., то в 2022г. – 1,250млн. Схема движения автотранспорта, например, в 2012 году при 1,263 млн. чел. в городе всех устраивала, а при меньшей численности нет? И почему рядовые нижегородцы должны расплачиваться за градостроительные ошибки мэрии и потворство девелоперам, застраивающим пустыри вокруг города, а не решающим проблемы расселения ветхого фонда со строительством доступного жилья в центре?

Подробнее...