Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 45 гостей онлайн

Последние комментарии

В Нижнем Новгороде снесли очередной архитектурный памятник

По вечерам в юбилейном 800-летнем Нижнем Новгороде зажигаются огни иллюминаций и инсталяций, усиленные в длинные новогодние выходные, но что за этим праздничным фасадом?.. Четвёртого января на улице Черниговской горожан разбудил грохот тяжёлой техники, ломающей большой (48 метров длиной) трёхэтажный дом в исторической части древнего города.

Доходный дом купца Ивана Калашникова – яркий образец нижегородской эклектики. Он был построен по проекту архитектора Ужумедского-Грицевича в два приёма. Первая часть сдана в 1855 году, а вторая в 1866-м. И, хотя дом не внесён в списки объектов культурного наследия (ОКН), он органически вписывался в ансамбль трёхэтажных домов района Благовещенской слободы вдоль набережной реки Оки. Здесь у каждого дома известны имена архитекторов и владельцев. Живая история перед глазами. Чуть выше, на полугоре возвышается комплекс культовых построек старейшего в Нижнем Новгороде Благовещенского монастыря.

«Архитектура – это застывшая музыка», – говорил теоретик искусств Ф. Шеллинг. И кто же поднял руку на историю Нижнего Новгорода и его «застывшую музыку»? По данным градозащитницы Анны Давыдовой, владелицей дома является Людмила Теплова, соучредитель ООО «Фирма АКА. В сентябре юбилейного года Л. Теплова обратилась в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций (Минград) Нижегородской области с заявлением о сносе дома. Ей отказали и рекомендовали обследовать несущие конструкции, доказать аварийность исторического здания, разработать проект реконструкции и направить его на утверждение в Экспертный совет при Минграде – расширенный Архитектурный совет с привлечением членов Общественного совета при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия (УГО ОКН).

Подробнее...

Как это чудесно, что ТК «Культура» частенько возвращает нас к качественным фильмам недалёкого прошлого. Кому-то эти фильмы – воспоминание о молодости, для кого-то взгляд в прошлое, с опорой на которое можно сконструировать будущее или просто верный взгляд на него, кому-то - эстетическое удовольствие и познавательный ресурс. Качественность их не только в отличной игре актёров, режиссёрских находках, хорошем монтаже, главное в них возвышение человека над обстоятельствами, над самим собой, в ясном различии добра и зла. Их ещё называют классическими.

Вот, например, советско-итальянский фильм «Красная палатка» 1969 года выпуска знаменитого режиссёра Михаила Калатозова (Калатозишвили). Именно он режиссёр-постановщик первого и единственного советского фильма «Летят журавли», завоевавшего «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 1958 году, создал новый шедевр. Посвящён он трагическим событиям повторной экспедиции итальянского генерала Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» собственной конструкции к Северному полюсу.

Подробнее...

Раздумья по материалам ток-шоу «Агора» «Что происходит с русским языком?»

Язык есть исповедь народа:

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной...

П. Вяземский

В ноябре текущего года (9.11.212г.) средства массовой информации сообщили о том, что Министерство просвещения РФ подготовило новый свод правил русской орфографии. Его можно найти и изучить на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Представилось знаменательным, что за месяц с небольшим до выхода в свет проекта новых правил орфографии «Агора» озаботилась проблемой русского языка с таким вот завораживающим названием. Что же с ним происходит?

Начну с небольшой вводной. Значение языка трудно переоценить для идентичности того или иного народа. Это отмечал и Пётр Вяземский 200 лет назад, говоря, что «Язык есть исповедь народа». Признание за народом языка предков иногда весьма болезненный процесс, а, порой, даже смертельный. Ярким примером может послужить республика Бангладеш, народ которой мужественно боролся за право говорить на бенгальском языке вместо навязываемого английского. Двадцать первого февраля 1952 года в ходе манифестации в Дакке за существование бенгальского языка полицейские убили несколько студентов.  Бангладеш – первая страна, начав борьбу за признание родного языка, добилась, в конце концов, политической независимости. До сих пор патриоты Бангладеш боятся укоренения, так называемого, «бэнглиш» - языка, в котором смешиваются бенгальские и английские слова, и потому в Бангладеш Верховный суд запретил использование на телевидении и радио слов из других языков под страхом закрытия станций. Именно Бангладеш мировое сообщество обязано образованию «Дня родного языка» - 21 февраля, введенного ЮНЕСКО.

Подробнее...

Вот закрою глаза, всё равно, пусть не зрением, смотрю.

Вот ладони прижму к голове, чтоб не слышать, но слышу!

Под ногами земля. Там пласты…

Снова слышу: «Не сторож!» Но кто же тогда в сторожах?

Светлана Леонтьева, Нижний Новгород, ЛГ №43 от 2.11.21г.

Сторожам постмодернизма

Мы - дети нью-йоркского Бродского.

Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы,

Попробуй только возрази:

Защита крепкая у нас –

Постмодернистский Монпарнас!

Бред полночных минут и часов

Публикуют сейчас в газете,

Наконец, в «Литературке» упал засов –

Дали место Леонтьевой Свете.

Я глазами, не зрением, смотрю,

Зажимаю я уши, но слышу,

Как везде, завывая, бормочут «стихи»

Эпигоны заезженных истин.

Ну, а Пушкин?

Он разбил бы пласты Святогорской земли,

Встал бы, гневно сверкая очью,

И сказал бы, душою дрожа:

-Да, идите вы все в сторожа –

Их весьма не хватает в осень!»

Михаил Чижов, 10.11.2021г.

Так Антон Чехов назвал в рассказе «Каштанка» одну из глав, в которой собачка изучала премудрости циркового искусства. Жизнь преподносит нам «чудеса» не только в «решете». Очередной в ноябре из-за ковида локдаун, продиктованный заботой о здоровье народа, насильственная по сути вакцинация для работающих россиян и обязательное ношение масок.

Большой теннис в Санкт Петербурге. Финал мужских пар. Играют, разумеется, без масок и перчаток, обнимаются, когда выигрывают очко, шепчут друг другу на ухо известные только им «секреты». Но вот по традиции победителям дают слово и перед ними ставят микрофон. Спортсмены вдруг надевают маски и говорят через них. Вокруг теннисистов в границах корта (23,7*10,9м.) нет ни единой живой души, могущих их заразить. Может они боятся кого-то из зрителей «осчастливить» злобным вирусом?

Что это? Мода? Показная игра в безопасность или массовый психоз, навязанный по команде Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и иссушающий мозги людям, вовлечённым в него?

И да, и нет. Это - закономерные чудеса современного глупеющего не по дням, а по часам человечества. Человека! Он - порождение цифровых технологий - стал уже послушным животным из стада!