Опубликовано в Литгазете №17 от 3-9 мая.
Такой подзаголовок предпослан новому 6-ому сезону детективного сериала «Невский», который идёт на НТВ с 10 апреля. Сам сериал (всего с 2016г. прошло 150 серий), отличающийся механическим нагромождением кровавых преступлений, заурядных персонажей, бесконечных драк и стрельбы, откровенного садизма, приводит в тяжёлое замешательство. Зачем сиё? Сериал – яркое воплощение, так называемого, «кина», созданного на основе чтива. Художественному разбору он не подлежит. Невозможно проанализировать то, что только утомляет глаза, не затрагивая ум и сердце. Но естественным образом задаёшься вопросом, как мы дошли до жизни такой, в которой за справедливость приходится расплачиваться? Или это происходит по прихоти создателей «кина», до конца не понимающих социально-нравственного смысла этого слова?
Герой, майор Павел Семёнов, служит в силовой структуре (МВД), имеющейся в каждом уважающем себя государстве для поддержания порядка. Иначе говоря, для обеспечения справедливости, ибо воровать у человека, издеваться над ним, тем более, лишать жизни,– это несправедливо. Да извинят меня сценаристы, режиссеры и прочие участники «этого важнейшего из искусств» за столь прописные истины. Все мы, в том числе и вышеназванные участники, расплачиваемся за ту или иную работу ради куска хлеба своим временем, здоровьем, а порой и жизнью. И, конечно, каждому ясно, что работа кондитера отличается от условий работника силового ведомства. Ключевое слово в предыдущих фразах - «сила».
Подробнее...
К 50-летию литературной деятельности.
Судьба подарила Николаю Петровичу родство с двумя великими российскими личностями: мыслителем и писателем «золотого» века русской литературы Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891гг.) и поэтом «Серебряного века» Рюриком Ивневым – Михаилом Александровичем Ковалёвым (1891-1981гг.). По материнской линии Николай Петрович приходился знаменитому русскому философу правнучатым племянником, а Рюрик Ивнев волею судеб стал ему отчимом, а Николай – его литературным секретарём.
В конце ноября 2022года я получил неожиданное электронное письмо. Ранее неизвестный адресант сообщал, что в настоящее время изучает созданную мной монографию о жизни, деятельности и литературном творчестве Константина Леонтьева, изданную Институтом Русской цивилизации. В письме Николай Петрович спрашивал о возможности приобретения этой книги, посвящённой его великому родственнику. Я обещал решить этот вопрос. Так между нами завязалась переписка.
А буквально через две недели в полном соответствии с философскими категориями Случайности и Необходимости мне пришло известие, что я стал финалистом международного литературного конкурса имени Константина Николаевича Леонтьева, проведённого журналом «Наш современник», и мне надлежит быть в редакции журнала. Хотя в Москве есть родственники, у которых можно остановиться, я обратился к Николаю Петровичу с просьбой о крове на одну ночь. Николай Петрович, добрая душа, дал согласие, и мы познакомились очно.
Подробнее...
|
«Чем эдак пахать, так лучше выпрягать»
Русская народная пословица
В конце марта в Нижнем Новгороде случился очередной оползень. Они в городе происходят почти ежегодно в силу сложного рельефа, обусловленного Дятловыми горами, вдоль которых несут свои воды Ока и Волга. На таких вот опасных склонах 500 лет назад мастеровитые нижегородцы построили каменный кремль – законную гордость каждого жителя и притяжение многочисленных туристов. Мартовский оползень случился возле Северной башни кремля и потому вызвал особую тревогу за будущность этой реликвии.
Каких только лестных высказываний не удостоен был славный град Окского Понизовья. Екатерина II, например, писала «Сей город ситуацией прекрасен, а строением мерзок, только поправится вскоре…». Пожелания царицы сбылись, и Нижний Новгород так строениями «поправился», что в 1896 году принял Всероссийскую промышленно-художественную выставку. Город к знаменательному событию ещё более похорошел и отметился новыми монументальными постройками: зданием Нижегородской биржи, домом окружного суда, городским театром, на открытии которого пел в опере «Жизнь за царя» великий Фёдор Шаляпин. Также был построен за один год и пущен в эксплуатацию первый в России фуникулёр, названный горожанами «элеватором» по аналогии с работающими в мельницах приспособлениями для подъёма зерна. Одновременно с «элеватором», ставшим частью городского транспорта, появилось и трамвайное сообщение. Кстати, одно из первых в мире.
Подробнее... Написать о фильме «Поворот» в конце февраля, начале марта 2023года сам Бог велел. Вспомнить эту психологическую драму – это, значит, отдать дань памяти знаменитому кинорежиссёру Вадиму Абрашитову, скончавшемуся 12 февраля. Тем более, что последние 20 лет он занимался только преподавательской работой во ВГИКе, обучая молодых режиссеров искусству кино. Скромная, пусть даже очень полезная работа – не предмет обсуждения на современном ТВ и о гении кино подзабыли. Давайте мы вспомним.
1марта - 75-летний юбилей главной героины фильма Ирины Купченко, а 23 февраля – день памяти Олега Янковского, сыгравшего в «Повороте» главную роль. Да, и как не вспомнить своего земляка, потомственного нижегородца Анатолия Солоницына.
И главный режиссер Абдрашитов, и сценарист фильма Александр Миндадзе, и актёры главных ролей рождены в сороковые годы ХХ столетия. Поколение отцов-победителей, познавших в детстве истинное равенство, но и материальные трудности, рассказывает о себе в том далёком 1978 году, когда создавался фильм. Миндадзе позднее в своих «взрослых» заметках напишет, что в этом уникальном обществе «основными были духовные ориентиры и идеалы». И ещё он, кстати, самый младший по возрасту, говорит: «Мы были абсолютно одинаковы, в одной упряжке мчались общей непростой дорогой».
Подробнее... Почти сто лет тому назад поэт Владимир Маяковский воскликнул в сердцах: «Для веселия планета наша мало оборудована…». Многие согласятся, что 2022год трудно отнести к оптимистичным и самым удачным годам российской истории. Но, как говорится, времена не выбирают – в них живут и умирают. В №24 за 2022год Литературная газета («Бесприютные картины») рассказала о, казалось бы, безнадёжной на благополучный исход судьбе картин нижегородского художника-флориста Александра Николаевича Юркова (1935-2014). Вкратце напомню. Стиль и способ создания Юрковым живописных произведений, в основном пейзажных, уникален и с таким совершенством, как у него, никем не повторим. Его «флорийская мозаика» не допускает ни единого мазка красками или черты карандашом. Палый лист, их прожилки, сухие травинки, порой шелуха тыквенных и подсолнечных семечек – вот исходный материал. Шедевры Юркова столь своеобразны, что вызывают восхищение, порой недоумение: это сколько же надо сил, времени, терпения и любви, чтобы расщепить этот подножный материал на миллионы частиц, подобрать нужные по колеру, наклеить их на картон, чтобы получить цельный сюжет, наполненный дыханием и природными красками жизни. В его сначала самодельно-подвальную картинную галерею, а потом и постоянно действующую экспозицию в областном выставочном зале валом валили нижегородцы и гости, как из России, так и из-за рубежа. Однако чинуши от культуры, экономя крохами, объединили выставочный зал с Художественным музеем и для картин Юркова не нашлось места. Бывшая руководитель выставочного комплекса Геля Александровна Деулина билась о холодные скалы равнодушия чиновников области и города, в попытках найти место для постоянного действующей галереи, как завещал ей покойный художник.
Подробнее... |
|