Содержание |
---|
Арлингтон (Американские впечатления) |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Страница 6 |
Страница 7 |
Страница 8 |
Страница 9 |
Страница 10 |
Все страницы |
Сила бессмысленна, если она
не опирается на справедливость.
Д. Ф. Кеннеди
Было жарко. Очень жарко, сыро и душно.
— 98 градусов по Фаренгейту,— сказал, выходя из дома, Макс.— Вот только что сообщили по телевизору.
Я быстренько произвел в уме нехитрые вычисления: 98 минус 30 и разделить пополам.
— Ого! 34 градуса по Цельсию,— воскликнул я, закрывая окно «Субару».— Включай кондиционер.
Два дня прошло, как я прилетел к сыну в гости. В маленьком городке, пригороде Вашингтона, он живет и работает уже пять лет. Пять лет из двадцати семи прожитых. Многих ныне тянет на чужбину. Кто-то объясняет свое стремление покинуть Россию гонениями по национальному признаку, кто-то малыми заработками, кто-то отсутствием работы по душе. Но всех их объединяет одно главное желание — стать богатыми и счастливыми. Извечная американская мечта успешно проросла на российской земле.
У Максима было несколько причин для переезда в Америку. Я не разделял его желания уехать, но помогал, как мог, решать его университетские дела, придумал и оформил профессиональную стажировку в США. И все это не из-за того, что я не верил в счастье в России и боготворил Штаты, как многие из нынешних «перевертышей», а просто исходя из здравого отцовского долга. Теперь сын — представитель среднего класса Америки. Собственная жилая секция в трехэтажном таунхаузе, две автомашины, приличный счет в банке. Но для Америки этого недостаточно. Полная реализация американской мечты предусматривает изолированность от людей: особняк на приличном расстоянии от подобного, большой участок земли с бассейном, имеющим приспособления для подогрева воды, площадку с флагштоком, на котором развевается огромный звездно-полосатый флаг. Задумаешься порой и... становится грустно от неуемности человеческих стремлений к обогащению.
Из всех достопримечательностей Америки мне прежде всего хотелось посетить могилу обожаемого мною человека — Джона Кеннеди. До Арлингтона, места его захоронения, примерно 40 миль. Максим, размышляя вслух, выбирает дорогу, по которой было бы лучше проехать, чтобы не попасть в неудачный трафик, как здесь говорят, а попросту в пробку. Я, как штурман, с картой на коленях советую:
— Подходит 66 или 50.
Это номера дорог, которые идут почти параллельно друг другу. Я понимаю, что Макс хорошо знает, где ехать, и специально вовлекает меня в игру «Водитель — штурман», заставляя разбираться в разметке знаменитых американских дорог. Он пытается сформировать во мне чувство уважения к тому месту, где он сейчас живет.
Действительно, автомобильные дороги США превосходны и названы одним из чудес XX века. Американцы любят проводить всяческие опросы и конкурсы. Они из кожи лезут вон, чтобы за ними числилось большинство рекордов мира в разных областях человеческих достижений.
Здешние дороги абсолютно исключают лобовое столкновение машин: одно направление движения изолировано от встречного либо густой лесопосадкой, сквозь которую не видно мчащихся навстречу автомобилей, либо метровой высоты железобетонным парапетом. Движение по американской дороге в большинстве случаев напоминает проезд через густой лес. Жилые микрорайоны вблизи автомобильных магистралей отделены от них десятифутовой звукопоглощающей стеной, увитой диким хмелем или виноградом. Бензоколонки не лезут назойливо в глаза и кажутся замаскированными, настолько они незаметны. В ясный день в загородном пейзаже всего три цвета: черный — цвет шершавого асфальта, голубой — неба и зеленый — травы и деревьев. Придорожный сервис столь высок, что кажется, будто вся массовая культура и различные удобства рождаются исключительно в дорожном бизнесе, а уже потом распространяются по всей стране и даже миру. Достаточно вспомнить столовые самообслуживания, применение фотоэффекта в самооткрывающихся дверях или приспособления для сушки рук и подачи бумажных полотенец. Да и само возрождение США после Великой депрессии началось со строительства дорог. Так что отношение к дорогам у американцев самое трепетное и порой нежное, как к матери.
Когда летишь в комфортабельной машине с кондиционером по гладкому шоссе, а за окном душная жара, все реже и реже вспоминаются трудности и неудачи, все естественнее чувство гордости и патриотизма, которое охватывает доверчивую душу американца. И как-то неловко вспоминать, что кто-то с черным цветом кожи раскатывает горячий асфальт под палящими лучами южного солнца. Известно, что центр Вашингтона заселен на 75 процентов негроидным и латиноамериканским населением. Но в средствах массовой информации нельзя об этом упоминать и уж тем более публиковать фотографии негров на фоне городских кварталов. Этим вы нарушите права человека. Недопустимо напоминать, что черные в основном бедны и не в состоянии купить дом или секцию в таунхаузе вдали от скученных городских построек. Игра в демократию. Также нельзя патриотичным янки показывать в газете фото женщины, готовящей еду, пусть даже для трижды добропорядочного мужа. Этим вы рискуете смертельно обидеть феминисток, которые в обязательном порядке подадут в суд на редактора, опубликовавшего фото, намекающее на подчиненное положение женщин в семье. Двойная мораль.
Эх, дороги...
В детстве я был очень впечатлительным мальчиком с непредсказуемой в своей избирательности памятью, позволявшей запомнить фамилии всех победителей и призеров зимних олимпийских игр 1960 года в Скво-Велли, но не удерживающей порой имена девчонок из класса. Факт, однажды поразивший мое воображение, мог стать предметом дальнейшего пристального изучения и поклонения на многие и многие годы. Так, прочитав в десятилетнем возрасте книгу о матче смерти — игре киевского «Динамо» с немцами в оккупированном Киеве, я до сих пор неравнодушно слежу за результатами игр этой украинской команды. И мое сознание совершенно не задевают никакие неблаговидные суждения или сплетни, роящиеся порой вокруг любимых мною людей и событий. Хорошо это или плохо? Любое дело, процесс, явление и, конечно, человек имеют положительные и отрицательные стороны, плюсы и минусы. Умение сосчитать их — свойство не только трезвого расчета, но и интуиции. И хотя характер человека, по наблюдению Монтеня, текуч и противоречив, видимо, идеализация положительного героя в детстве, желание следовать его поведению помогают развитию и сохранению постоянства чувств на долгие-долгие годы.
Впервые имя Джона Кеннеди я услышал, как это не покажется странным, 4 ноября 1960 года на уроке труда в средней школе, когда преподаватель, понимающий толк не только в токарном деле, спросил нас, четырнадцатилетних, какое событие произошло в мире вчера. Круглоголовый, небольшого роста, шустрый словно веретено Вовка Дубинин выкрикнул:
— Выбрали нового президента Америки! — и гордо закрутил головой в поисках одобрения.
— Молодец,— похвалил его учитель и спросил: — Звать знаешь как?
Он обращался уже непосредственно к Вовке, как равному собеседнику, и тот заважничал, но тут же поперхнулся. Вовка забыл имя президента далекой от нас страны.
— Джон Фитцджеральд Кеннеди,— медленно и внушительно произнес учитель.
Прежде всего мне понравилось наличие в имени слова «Джеральд», сразу же напомнившего любимого героя — мус-тангера Мориса Джеральда из книги «Всадник без головы» Майн Рида.
Сейчас я улыбаюсь над критериями, что служили основой для детских оценок. Но, вероятно, одной из важных частей воспитания является создание опорных узлов памяти, вокруг которых гнездятся заметные события и воспоминания, формирующие мировоззрение.
После занятий я завернул к киоску «Союзпечать» и купил газету с портретом тридцать пятого президента США.
— Нравится? — спросил я маму, показывая портрет.
— Скуластый,— сразу же подметила она и сделала вывод: — Значит, волевой.
Сама она была скуластой и точно знала возможности своего характера.
С тех пор я стал интересоваться не только спортом, но и политикой, а все, что касалось Джона Кеннеди, вызывало у меня живейший интерес. Хотя и скудно освещались тогда события вокруг Карибского кризиса, но можно было понять и оценить роль молодого Кеннеди в предотвращении Третьей мировой войны, его мужество в переговорах с хитрым Хрущевым, который был старше своего оппонента на 23 года. И все-таки они, такие разные и непохожие, смогли говорить на одном языке. Том единственном языке, что гарантирует право на жизнь народам планеты Земля. Когда мысли проникнуты заботой о простых людях, они понятны всем. Именно эти мысли объединили бостонского миллиардера Джона Кеннеди, выпускника Гарвардского университета, ортодоксального католика, с сыном босоногого пастуха из курской деревеньки Калиновка, вечным студентом всевозможных академий, курсов руководящих партийных работников и ярым атеистом. В годы правления Хрущева прокатилась по нашей стране вторая после Гражданской войны волна по уничтожению православных святынь. Трудно найти более непохожих людей, чем эти двое. И если про Хрущева прямо можно сказать, что он пришел в большую политику из низов, то как же узнал супербогатый потомок аристократического клана о думах простого народа? Возможно, подсказала война, которую он, будучи морским офицером, прошел на торпедном катере «ПТ-109». В дань памяти погибшим товарищам Джон Кеннеди посвятил им свою книгу «Профили смелых». Тяжелые ранения. После них он был вынужден носить поддерживающий спину корсет и ботинки с высоким супинатором в одном из них, чтобы скрыть хромоту.
Я не психолог и не знаю теоретических основ зарождения любви. Я лишь догадываюсь, что не надо искать подтверждений и обоснований своему чувству, которое, как зрение, слух, язык, обоняние, осязание, дано Богом и необходимо для общения и понимания людей. Откуда во мне, провинциальном мальчишке из простой семьи, в которой достойное преодоление нужды — главная тема разговоров родителей, была «испанская грусть» к президенту из неведомой и недоступной даже в мыслях Америки?
Это потом, значительно позднее, разойдутся миллионными тиражами подробности жизни и убийства самого молодого президента в истории США, и многие полюбят его, жалея. Но это потом...
И вот через 40 лет после убийства президента я приближаюсь к Арлингтону, к месту его последнего упокоения.
Сын платит чернокожему копу, сидящему в стеклянной будке с кондиционером, за парковку автомобиля в многоэтажной стоянке, и мы выходим из машины на воздух, жарко натопленный вирджинским солнцем. Билет за парковку — это пропуск на многие мероприятия, природные парки, в том числе и на кладбище. В Америке пешком не ходят даже за 300 метров. Кладбищем, в нашем понимании, назвать то, что я увидел, невозможно. Это скорее мемориальный парк с потрясающе ровными рядами белых, стоящих вертикально узких плит, напоминающих издали аккуратные колышки. Под пристальными, немигающими взглядами полицейских мы проходим через прохладный «визит-центр» у ворот Хэтфилд, выдержанный в строгих черно-белых тонах, торжественный и гулкий, и вновь окунаемся в липкий от жары воздух. Поток людей, не густой, но достаточно ровный, движется по дорожкам, покрытым светлым асфальтобетоном. Навстречу идут представители всех рас и народов мира: черные, желтые, белые лица из Африки, Азии, Европы, Австралии.
Дорожки своей извилистостью напоминают нам произвольное оформление российских мест вечного успокоения, но здесь с любого места петляющих тропинок, куда ни глянь, можно видеть идеально прямые линии белоснежных постаментов. Нет ни холмика, ни оградки, ни единого намека на обособленность территории. Четко и недвусмысленно реализуемое правило: перед Богом все равны — президенты, адмиралы, поэты, политики, солдаты. 200 тысяч могил, 170 гектаров скорби.
Метров триста мы идем по прямой. Я начинаю волноваться: неужели так далеко от входа похоронен президент, ведь всех великих и трагически погибших обычно хоронят у входа на кладбище. Макс успокаивает меня: вот схема, мы идем правильно. Дорожка наконец поворачивает вправо и ползет в гору. Среди деревьев на холме виднеется дорический портик прекрасного дома. Местечко Арлингтон — бывшая плантация приемного сына Джорджа Вашингтона, раскинувшаяся на холме и прилегающих к нему территориях. Дворец в античном стиле на вершине холма — это дом хозяина, из которого панорама столицы США видна, как на ладони.
Примерно на середине холма балюстрада, возле которой идеально ровное место, покрытое прямоугольными плитами из желтого песчаника не сплошь, а с чередованием зеленых лент травы. Среди них четыре сиренево-черных плиты: две большие в центре и две маленькие по краям. Муж, жена и два их ребенка: Патрик, которому Бог отвел 40 часов жизни, и девочка без имени, умершая при родах. Нелегкая судьба выпала на долю знаменитых родителей. До 2002 года были живы еще два взрослых потомка Джона и Жаклин: Кэролайн и Джон-младший, погибший совсем недавно при пилотировании одномоторного самолета. Джон-младший, которому в год убийства отца было всего два года. Именно он стал героем самой эмоциональной по силе воздействия сцены во время похорон. Когда гроб после отпевания вынесли из собора, оркестр в последний раз заиграл гимн «Слава вождю», и военные взяли под козырек, маленькая ручонка тоже решительно поднялась в салюте. Эту сцену крутили десятки раз по телевизору, в сотнях тысяч фотографий она обошла весь свет. Маленький мальчик в коротком светлом пальтишке, в белых, сбившихся носочках отдает честь погибшему отцу. За ним стоит сморщившийся, словно от зубной боли, дядя — Роберт Кеннеди, судьба которому отвела лишь пять лет после убийства старшего брата. Он был застрелен в упор. Несчастная семья. Несчастная страна?
Под центральной плитой, слева, покоится простреленное тело Джона Кеннеди. На ней высечено полное имя, годы жизни, католический крест и... более ничего. «Только для великих доступен такой лаконизм»,— с уважением подумал я. Вокруг кустики трилистника, любимого растения президента, посаженные Жаклин Кеннеди в годовщину смерти мужа. Рядом и ее мемориальная плита. Чуть поодаль, ближе к холму, желтый диск с трещиной по радиусу из того же песчаника, чуть-чуть возвышающийся над плоскостью могильных плит, в центре которого вечный огонь. Я склонил голову и осенил крестом могилу, произнеся традиционное: «Господи, спаси душу усопшего Джона Кеннеди.— А потом добавил слова из "Гамлета": — Спи, убаюкан пеньем херувимов». Вряд ли кто еще в этот день осенял могилу Кеннеди православным знамением.
Вокруг фотографировались десятки людей, но было не тесно, а как-то уединенно и благоговейно тихо. На зеленом, похожем на бархат, склоне холма, обращенном к могиле Кеннеди, не было белых рядов могильных постаментов, их линии не мельтешили в глазах, не отвлекали от главного. Стал понятен замысел создателей мемориала: надо пройтись пешком, проникнуться духом скорби и подготовить себя к восприятию невозвратимой потери великого человека, каким был Джон Фитцджеральд Кеннеди. Он был велик не только для Америки, но безмерно популярен и почитаем во всем мире, особенно после разрешения Карибского кризиса в октябре 1962 года.
Мы тоже сфотографировались. Позже, разглядывая фото, я вздрогнул от поразившей меня символики: на фоне темных кустов, живым забором окружающих площадку с могилой Кеннеди, парил алый цветок вечного пламени, невидимый в тот день под лучами яркого солнца.
В зале Джона Кеннеди, что находился в мемориальном доме у ворот Хэтфилд, и я с сыном долго стоял, рассматривая вещественные свидетельства памяти американцев о своем безвременно погибшем президенте. Отлитые из бронзы, гипса, силумина сувенирные бюсты тридцать пятого президента были выполнены бездушно: Кеннеди был абсолютно не похож. Я повертел их в руках и наткнулся почти на обязательную наклейку: «Мас1е т СЫпа». Что же, нормальный итог развития экономики США: даже производство бюстов своих президентов янки размещают за рубежом — прибыль от дешевой рабочей силы стран Азии прежде всего. Тут хваленый патриотизм дает трещину.
Я решительно отложил их в сторону — это не лицо Кеннеди, это не память о нем. Более всего мне понравился его портрет на значке в виде почтовой марки, разделенной на две части. На левой — вечный огонь, а на правой — Кеннеди с задумчивой полуулыбкой. Еще я купил богато иллюстрированную брошюру Роберта Стайна «Убийство Джона Ф. Кеннеди» и закладку для книг с фотографиями сорока двух президентов США. Брошюру я стал перелистывать тут же в зале, и меня охватили воспоминания...
Первое фото. Тридцатичетырехлетняя Жаклин в розовом костюме первой спускается, улыбаясь, по трапу президентского самолета с номером 26 000. За ней президент, щурящийся от лучей техасского солнца. Текст: «Джеки!» — закричала какая-то женщина, и толпа подхватила: «Джеки! Джек-ки-и-и!»
Президент шутит с репортерами: «Вы помните меня? Я тот парень, что прибыл в Техас с Жаклин Кеннеди!»
...Пятница 22 ноября 1963 года. Поздним вечером я вернулся из школы после занятий во второй смене и комсомольского собрания и закричал с порога:
— Мама, дай поесть!
Я собирался после ужина заливать с ребятами каток возле дома, и поздний час не был помехой.
— Тише,— сказала она грустным голосом.— В Америке убит президент. Обвиняют русских, коммунистов.— И добавила после паузы: — Неужели опять война? Послушай, что говорят по радио.
Я бросился к приемнику — старенькому трофейному «АЕС-», легко берущему «Голос Америки». Последние новости шли через каждые 15 минут и чередовались тревожащими душу звуками Героической симфонии Бетховена. Наряду с грустными известиями из Далласа приводились высказывания крупных политиков: американских и других стран. Запомнились слова: «Горе от его потери мы унесем в свои могилы». Я онемел от скорби, несущейся из динамика.
В субботнем выпуске газеты «Известия», которую мы выписывали, ни слова об убийстве, конечно, еще не было: не успели. А так хотелось узнать официальное мнение. Я помчался на центральную площадь к Дому связи, где выстоял длинную очередь, чтобы купить еженедельник «Неделя» с портретом Кеннеди во всю первую страницу. Помню, как солидные мужчины, едва взяв из рук киоскерши номер, буквально застывали на месте, тревожно вглядываясь в портрет. Подробностей не было никаких — рано. Сухие, уже известные факты и крупные буквы имени. Портрет этот я до сих пор храню в своем архиве.
Я смотрел тогда на симпатичное скуластое лицо Джона Кеннеди и грустно думал: «Как же так? Как можно убивать человека из-за ненависти к его успехам?» В том, что его убили по этой причине, я почему-то не сомневался: очень уж он был заметным и притягательным человеком. Таким личностям надо быть всегда великодушным и щедрым, а он, видимо, когда-то не поделился с кем-то своей победой — вот и нажил врагов. А еще я по-комсомольски думал: «Разве можно убивать мудрого человека, прекратившего испытания ядерного оружия под водой, в космосе и атмосфере?» На политзанятиях в школе нам приводили слова Дж. Кеннеди, подтверждающие, по мнению учителей, могущество СССР: «Мы, США, располагаем термоядерным оружием, которым можем дважды уничтожить СССР. Но и Советский Союз располагает термоядерным оружием, которым он может уничтожить США единожды, так что второго раза уже не понадобится». Я в это время думал не о силе СССР, а об уме Кеннеди.
От тех времен врезалась мне в память одна знаменательная фраза советолога из интервью, которые чередовались с новостями из траурной Америки. Она поначалу удивила меня своей на первый взгляд фантастичностью. Советолог сказал буквально следующее: «В России через тридцать лет будет либерально-буржуазное государство». Ну, никак невозможно было поверить этому в то время. Тогда я подумал, вот врут черти капиталистические, чтобы обработать мозги советских людей, слушающих репортажи о событиях, связанных с убийством президента США.
В моей памяти эти слова всплыли, когда стал разваливаться Союз, и я удивился провидческому дару того безымянного оракула. Случаен ли был тот вывод из анализа политической ситуации в СССР, переживавшего в те годы лучшие времена, или закономерен, я не знаю. Сомнения в незыблемости Советского Союза в те времена приравнивались к преступлению против государственности. Позже я узнал, что подобные мысли занимали не только ангажированного советолога, но и, например, знаменитого кинодраматурга Довженко, сделавшего из пустячного, казалось бы, военного эпизода далеко идущий вывод. Будучи в годы Отечественной войны фронтовым корреспондентом, он отметил в дневнике следующее. Штаб армии, к которому он был прикомандирован, располагался в селе. Офицеры, ординарцы, а однажды и генерал пользовались водой из колодца рядом со штабом. Колодезное ведро было настолько худым, что при поднятии его на поверхность в нем оставалось воды на стакан, не более. Но никто не пытался заменить худое колодезное ведро все то время, в течение которого штаб армии находился здесь, или дать указание на его замену. Вот и сделал Довженко неожиданный, но очень логичный вывод: не долго просуществует советская власть при таком отношении к делу. Принцип капли в море фактов и событий...
А тогда я был молод и наивен. Быстренько приготовив уроки, я приникал ухом к приемнику, телевизора у нас еще не было, и боялся пропустить хоть слово. Это было мировое потрясение. Я полюбил всех руководителей стран, что участвовали в похоронах Дж. Кеннеди. Корреспонденты особенно отмечали мужество не совсем выздоровевшего после недавней болезни Анастаса Микояна, его тонкие и умные слова соболезнования, а также категоричный отказ Де Голля от предложенной ему охраны.
Тогда был другой, чем ныне, мир, другие люди. Я не говорю, что сейчас и то и другое хуже, но уверен, что убийство Дж. Кеннеди открыло миру возможность безнаказанной вседозволенности. Сейчас модно говорить, характеризуя какой-либо исключительный случай, что мир раскололся на «ДО» и «ПОСЛЕ». События «Норд-Оста» раскололи, таран «близнецов» 11 сентября расколол. Будет еще много потрясений, которые «поменяют» мир. Искусно подаваемая властью и средствами массовой информации бесчисленная череда всех и всяческих потрясений уже расколола сознание людей, притупила искреннюю сострадательность народов, посеяла зерна зла, способствующие их разобщенности. И эту форму правления, политической и социальной организации общества, государства и власти правящая элита Америки называет демократией, что в переводе с греческого обозначает «народовластие». А ведь согласно классическому определению демократия несовместима с опекой сверху, со стороны каких-либо правящих сил. Патернализм неизбежно перерастает в бюрократический или олигархический контроль демократического процесса. Многие из нас подзабыли, как мы, шестидесятники, смеялись над «достижениями» американской демократии, подарившей миру примеры необузданного насилия: «охота на ведьм» в период маккартизма, убийство братьев Кеннеди — президента и кандидата в президенты, грязная война во Вьетнаме, убийство Мартина Лютера Кинга, «Уотергейт» Никсона, переворот в Чили. Это в недалеком прошлом. А в настоящем — роль мирового жандарма, самостоятельно выбирающего очередного «врага» для демонстрации непреодолимой силы независимо от его географического расположения. То ли в Европе — Югославия, то ли в Азии — Афганистан, Ирак и, возможно, скоро Корея.
Забыли мы об этом не случайно: советолог из США 40 лет назад расчертил мир как шахматную доску, наметив СССР черную клетку либерально-буржуазной формы существования со всеми ее «демократическими» прелестями. Наше руководство, ничтоже сумняшеся, поставило народ, словно троянского коня, на эту клетку великой шахматной доски.
Кто-то в свое время жестко назвал убийство Джона Кеннеди «азбучным убийством». Далеко не случайно и символично, что до сих пор не найдены конкретные убийцы президента. «Отсутствие» их, оставшихся безнаказанными, с особой силой подчеркивает, что на скамье подсудимых не отдельные лица, а больное общество.
Демократия прежде всего должна предусматривать соответствие формально провозглашенных и реально действующих норм общественных отношений, уважение к человеку, подлинного доверия ко всем формам управления и к согражданам, устранение привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, органов власти. Да простите мне столь длинное классическое определение основных черт, составляющих основу демократии. Согласитесь, что трудно сдержать улыбку при чтении этих строк, представляя реалии российской демократии, но и американская ушла недалеко. О каком уважении к человеку, носителю законной власти, можно говорить, когда в день убийства в одной из школ зажиточного пригорода Далласа школьники четвертого класса от радости захлопали в ладоши при известии, что в их городе убит президент родной страны. В каком обществе можно так воспитать детей? Кто поверит, что когда они повзрослеют, то станут альтруистами.
Характерный штрих: написав это слово, я решил уточнить его смысл, что всегда делаю при использовании иностранных слов. Открываю «Новый энциклопедический словарь», изданный в новой России в 2000 году. Нет такого слова! Как же так? Сотни лет оно было в ходу. Проверяю, заглянув в «Советский энциклопедический словарь» 1981 года. Уф! Есть! Вернее, была «бескорыстная забота о благе других людей». Я твердо уверен, что это не простое упущение, а вполне закономерный исход развития «демократического» общества, которому гораздо ближе латинское «человек человеку волк». Не случайно, обращаясь к читателю, авторы нового словаря говорят, что при его составлении исходили из «современного состояния человечества». Вот так и не иначе! Скоро слово «альтруист» будут использовать в иронично-шутливой форме, наподобие «дурачок»...
30 тысяч страниц доклада комиссии Уоррена, расследовавшей убийство Кеннеди, направлены на то, чтобы доказать версию убийцы-одиночки, не связанного ни с какой тайной группировкой. Казалось бы, эта версия удобно защищает устои демократии: ну что взять с психа? Они всегда есть и будут. Однако из этой версии можно сделать далеко идущие выводы. Американцы — нация индивидуалистов, и каждый из них олицетворение всего народа, так они считают. Но если Освальд был одиночным убийцей, то, выходит, в любом американце сидит склонность к насилию, если он вдруг берет ружье и один-одинешенек идет убивать президента, неизвестного ему, по сути, человека. А каждый гражданин — собирательный образ народа, следовательно, это нация насильников, которым радостно исполнять роль мировых жандармов.
Россия, уничтожив с помощью США коммунистическое направление своего развития, влилась в демократический поток, с характерными рыночными отношениями, бесконечными выборными кампаниями, рассматриванием пятен на платьях любовниц кандидатов. Какое уж тут уважение к личности. Откровенная и всепоглощающая жажда власти и возможность ее достичь. Для сильных и богатых в этом заключается основная прелесть демократии по-американски. «Демократия начинается тогда, когда у тебя в кармане миллион долларов»,— откровенничает Джордж Сорос. Согласимся: ему виднее. Возможно, есть и другая организация демократии, но США насаждает свой вариант силой.
Что же получила Россия, слившись с западным сообществом? Нескончаемую череду громких политико-финансовых убийств, таких же заведомо не раскрываемых, как и убийство Джона Кеннеди, безработицу, нищету 40 процентов населения, ощущение неуверенности в завтрашнем дне еще у 50 процентов, наркоманию и другие «прелести», присущие свободному рынку.
Нет, не человечество разуверилось в коммунистической идее. Ее обескровили и растащили по личным закромам меркантильные и неумные люди, случайно оказавшиеся у власти. Бог с ней, с идеей. Меня не форма социально-политического устройства волнует, а содержание души человека. Основной проблемой современности становится все более ощутимая разница между уровнем технического прогресса и состоянием духовного развития личности. Обратно пропорциональная зависимость между упомянутыми категориями уже стала реальностью, и не замечать ее невозможно. Мир человека непонятным образом скудеет, сжимается, как шагреневая кожа, рядом с умной машиной. И чем умнее машина, тем непривлекательнее «нутро» человека, ее обслуживающего.
Максим, американец с пятилетним стажем, рассказывает, что 80 процентов всех разговоров среди американцев вертятся вокруг еды и с тем, что с ней связано. В каком ресторане был, что съел, какие ощущения получил, как обслуживали и прочая, прочая. А все улыбки, расточаемые при встречах, извинения от прохожего в случаях, когда он вольно или невольно подходит к тебе ближе, чем на полметра, сформированы системой штрафов. «Уникальный регулятор» — говорят американцы.
В СССР пытались решить значительно более сложную задачу: сформировать искренность во взаимоотношениях, развивая совестливость. Не получилось. Во многом мы шли впереди, предугадывая будущие сложности: недаром многие идеи, развитые при социалистическом строе, сейчас активно внедряют в Японии. Россия, не учитывая уроков прошлого, вошла в пещерный лабиринт...
Много вопросов задала жизнь за 40 лет, что канули в лету с той памятной осени 63-го года. В большинстве случаев никто не пытается на них отвечать. Фатализм стал исключительно моден. Мир еще более посуровел и кардинально сменил систему ценностей в человеческих взаимоотношениях. Теперь редкие люди искренне заплачут на улицах, не стесняясь своих слез. Время романтиков прошло.
Я вздохнул и закрыл брошюру. Посещением могилы любимого человека я как бы замкнул круг жизни, связанный с ним.
Пробежался взглядом по лицам сорока двух президентов, что аккуратно разместились на книжной закладке. Серьезные, вдумчивые лица. Лишь последние семеро, начиная с Никсона, скалят зубы в безудержной улыбке. Узники позы и роли, навязанной им американским обывателем.
Жить стало веселее, господа?
Вашингтон — Нижний Новгород.
2003 г. Июль — сентябрь