Зла в суровой жизни много, и не надо обманывать себя ожиданием какой-то несбыточной весны, - утверждает Леонтьев. Морально, по его убеждениям, принимать зло прямо, не отводяглаз от тяжелых сторон бытия. Для «цветения» необходимо «деспотическое единство», дисциплина, принуждение со стороны сильного государства – это его точка зрения. Он выступает, прежде всего, как пламенный патриот, в отличие от Николая Бухарина и Николая Бердяева, зовущих к созданию эфемерного «нового» человека, который «не примет никогда религии власти и страха, он проклинает эти темные призраки прошлого…».
Что явилось в результате воплощения теорий двух Николаев? Современная, свободная, медленно умирающая либерально-буржуазная Россия. Она, к сожалению, красочно иллюстрируетещё одну глубочайшую мысль К.Леонтьева: «Созидание есть, прежде всего, прочная дисциплина интересов и страстей. Либерализм и дальнейшее подражание Западу не могут создать ничего» («Храм и Церковь»).
В этом взгляде Леонтьева на эстетику отчасти солидарны и некоторые наши современники-патриоты. Например, Станислав Куняев, утверждающий в стихотворении:
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…
Ведь «главные страдания в жизни причиняют человеку не столько силы природы, сколько другие люди», - следует вывод К. Леонтьева, с которым согласится каждый из нас. И далее: «правильная вера в прогресс должна быть пессимистическая, а не благодушная, всё ожидающая какой-то весны…», и «В святом писании нигде не сказано, что люди дойдут посредством гуманности до мира и благоденствия, - Христос нам этого не обещал…» (О всемирной любви»).
О тяжелом и внезапном мировом исходе и всего человечества пророчествует и святой апостол Павел в первом послании фессалоникийцам (глава 5. п3). «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющуюся во чреве, и не избегнут».
Мы в ХХ1 веке что-то часто стали повторять слова «мир» и «безопасность». К чему бы это?
Я специально много цитирую Константина Леонтьева, потому что мои современники совсем не знакомы с его творчеством, с его упрямой и неудобной философией. Это лишь выдержки убийственной силы, а сколько мудрости рассыпано в его неспешных рассуждениях. Не счесть. Читайте его, не спеша, вдумчиво, и восторгайтесь, гневайтесь, плачьте! Всю гамму чувств пробудит у вас этот непризнанный гений.
Но, не удержусь, и приведу еще одну выдержку, чтобы потрафить демократическим либералам.
За 100 с лишним лет Леонтьев предсказал образование… Европейского союза! Подробно и логично, а не как в трудно читаемых намеках, расхваленного и изученного вдоль и поперек мутного, словно взгляды либерала, Нострадамуса (не потому ли они подняли его на щит?). Судите сами.