Летом 1871 года, будучи на посту консула в Салониках, он неожиданно и тяжко заболевает. Как всякий православный верующий он неистово молится Богу и дает ему обет, что, если останется жив, то пострижется в монахи. Выздоровев, он тут же уходит с должности и идет к монахам на Афон (вот верность слову!). В течение года Леонтьев живет среди монахов Пантелеймонова монастыря, но уговорить монахов на свой постриг ему не удаётся.
С 1873 года он ненадолго поселяется в родовом поместье, и ему есть, что сказать о «балканском вопросе», горячо обсуждаемом до и после русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Достаточно вспомнить роман Ивана Тургенева «Накануне». Кстати, взгляды романиста диаметрально расходились с реалистичным взглядом на болгар героя нашего очерка. Он пишет «реакционные», то есть патриотичные, статьи в газету «Варшавский вестник», которые охотно публикует хозяин и редактор газеты князь Николай Голицын. Они так сблизились, что Леонтьев становится даже помощником редактора.
Однако здоровье его постоянно ухудшается, и в 1887 году он уходит в отставку и поселяется в Оптиной Пустыни отшельником. Здесь Леонтьев встречается с Львом Толстым, и вновь не находит общего языка уже с другим романистом. Лев Толстой записал в своем знаменитом дневнике: «Он сказал: вы безнадежны. А я сказал ему: а вы надежны. Это выражает вполне наше отношение к вере».
Наконец, 23 августа 1891 года Константин Леонтьев принимает тайный постриг под именем Климента, но при этом ему поставили условие навсегда покинуть Оптину Пустынь. Монах Климент переселяется в Троице-Сергиеву лавру, где и умирает через три месяца.
У либералов, как все знают, нет родины, их космополитизм является глубинной сутью их теории, блестяще раскрытой К. Леонтьевым. Всё патриотичное для них реакционнои потому - нет особой нужды опровергать этот навет на Леонтьева. Впрочем, он не нуждается ни в какой и ни в чьей защите, тем более моей, так как правоту его исканий и прозрений доказала жизнь. Для России, увы, печальная.
Видимо, предчувствуя эту страшную участь своей горячо любимой Родины, вспомним еще раз слова: «нам, русским, …придется утонуть и расплыться бесследно в безликом океане космополитизма», он очень торопился честно поделиться и предупредить русских о грядущей беде. И, чтобы быстрее дошли его прозрения до народа, Леонтьев был строг, суров и беспощаден в своих оценках.
Нет, не нужна была ему слава записного проповедника и популярного публициста, служащего непрезентабельным вкусам толпы или какой-нибудь социальной группы или, паче чаяния, партии. Россия гибнет, разве можно в такое время кликушествовать.
Жизнь – самый беспристрастный оценщик, она подтвердила его правоту и потому его дух не потревожат даже в самой малойтолике такие слова, как: непонятый, неузнанный, никому не пригодившийся мистик, изувер, клеветник и т.п.
Были люди, которые любили Леонтьева, потому что понимали его. «Это был замечательно самостоятельный и своеобразный мыслитель, писатель редкого таланта, глубоко преданный умственным интересам, сердечно религиозный, а главное, добрый человек», - так сказал его современник Владимир Соловьев, знаменитый философ и поэт.
«Страшно за себя, за близких, страшно особенно за Родину…».
Вы, не хотите подписаться под этими словами Константина Николаевича Леонтьева?
Март 2010г.